Если в предыдущих громких делах не только формально-правовая, но и реально-понятийная «суть процесса» казалась более-менее ясной (внутриэлитные разборки или открытое выступление против власти), то в случае Серебренникова пока не прослеживается ни того, ни другого.
Пусть режиссер и связан с известными представителями российского истеблишмента, но эти узы имеют скорее характер личный, а не политический. Что касается его оппозиционности, то трудно было отделаться от ощущения, что она имеет характер скорее кокетливого фрондерства, о чем и напоминал популярный театр в центре Москвы, отданный режиссеру фактически в полное распоряжение.
Кажется, большинство коллег Серебренникова да и простых людей не верят в то, что режиссера сажают «за дело».
Однако ночное задержание, этапирование из Петербурга в Москву — все это насторожило многих, учитывая тот факт, что Серебренников на допросы являлся и сбегать из страны не собирался.
Может, поэтому в числе 34 человек, лично поручившихся за худрука «Гоголь-центра», оказались такие разные люди, как Наталия Солженицына и Филипп Киркоров, Людмила Улицкая и Андрей Малахов. Радует, что солидарность кажется действительно всеобщей. Настораживает то же самое: значит, опасность и растерянность почувствовали самые разные люди.
При этом все равно кажется, что никаких последствий здесь и сейчас эта солидарность иметь не будет. Даже сегодняшний митинг у Басманного суда больше походил на акт отчаяния людей, которые все равно не могут ни на что повлиять.
Не верится и в начало какого-то глобального противостояния художников и власти.
Хотя бы потому, что приходится признать: большинству деятелей этой культуры просто некуда деваться. В отличие от того же Серебренникова, особого интереса к ним на Западе не заметно. И лишиться работы здесь — значит потерять комфортный устоявшийся быт, если не вообще элементарные средства к существованию. Отсюда вывод, что «солидарность», к сожалению, будет не очень долгой, не самой громкой и не очень эффективной.
К слову о солидарности, интересно, что среди подписантов письма в защиту Серебренникова оказался и Константин Райкин, в прошлом году сделавший громкое заявление о том, что театральное сообщество страдает от постоянно усиливающегося давления на творческую свободу. Власти тогда отреагировали на скандал вяло, ограничившись уверениями, что цензуры нет, а есть только госзаказ.
Пока единственным конструктивным выводом из этой печальной истории выглядит то, что на неопределенно далекое «будущее», вероятно, культурное сообщество затвердит два правила.
Первое, что за состоянием бухгалтерии все-таки придется пристально следить: Серебренников ссылался на то, что его это вообще не касалось, но после таких прецедентов следить за состоянием финансов и проистекающими из этого правовыми последствиями придется буквально каждому.
Второе — что с госзаказом по мере возможности лучше все-таки не иметь никаких дел.