В минувшие выходные в России произошли сразу две страшные трагедии. В Заинском районе Татарстана при столкновении пассажирского автобуса с грузовиком погибли 14 человек, еще 12 были госпитализированы. В Челябинской области, в акватории реки Верхний Тогузак, во время путешествия на алюминиевой лодке погибли шесть человек, в том числе четверо детей. Ни на ком в лодке не было спасательных жилетов. При этом сам водоем вообще не был оборудован ни для купания, ни для лодочных прогулок.
В России абстрактной государственной безопасности и конкретной личной безопасности начальства часто уделяется гипертрофированное внимание.
Слово «безопасность» вообще одно из самых любимых у наших чиновников всех уровней.
В интересах безопасности в стране принимаются все новые законодательные запреты. С целью обеспечения безопасности перекрывается движение на улицах во время проезда важных лиц. Под борьбу за безопасность стараются выбить государственные деньги различные службы, якобы обеспечивающие нам мир и покой. Наверное, нет другой такой страны, где бы органы госбезопасности были так заметны во всех отношениях, как в России.
Если посмотреть телевизор, мы все время живем в чрезвычайной ситуации и нас постоянно надо от чего-нибудь или кого-нибудь спасать. От стихийных бедствий или все более разнообразных внешних врагов — в данном случае значения не имеет.
При таком крене в сторону государственной безопасности у самих граждан традиционно инфантильное отношение к безопасности бытовой.
Отсюда такие дороги и такой стиль вождения на них. Отсутствие спасательных жилетов во время лодочных прогулок. Национальная привычка купаться в неположенных местах и заплывать за буйки — в прямом и переносном смысле.
Вспомнить хотя бы крушение теплохода «Булгария» в том же Татарстане в июле 2011 года. Тогда 122 человека погибли только потому, что экипаж просто не закрыл иллюминаторы. В них проникла вода, в результате во время поворота судно резко накренилось и почти моментально затонуло. Или вспомнить гибель 14 детей в июне прошлого года во время совершенно безумного — с точки зрения организации — лодочного похода на карельском Сямозере в шторм, о котором метеорологи предупреждали заранее.
В этом же ряду идея поехать на непонятный водоем, даже не указанный на карте, на лодке с детьми без жилетов. Или построить федеральную автотрассу так, чтобы она внезапно обрывалась и вела в буквальном смысле в никуда без предупреждения дорожных служб — ровно так это случилось с участком федеральной трассы А360 «Лена» в Амурской области. Про нарушение правил противопожарной безопасности и говорить нечего. За их нарушение смело можно штрафовать практически любое российское учреждение: от крошечного магазинчика до целого министерства.
Такое отношение людей и государства к проблемам реальной бытовой безопасности, в общем, неудивительно.
Дело в том, что в России традиционно крайне низка ценность отдельной человеческой жизни. Причем в этом отношении государство и обыватели действительно едины.
К этому прибавляется традиционная надежда на авось: «Авось обойдется, даже если мы неоправданно рискуем».
При этом формально денежная оценка своей жизни россиянами все-таки постепенно растет. Если верить страховщикам, с 2015 года запросы россиян по оценке стоимости своей жизни выросли почти в два раза. Согласно результатам совместного исследования Финансового университета при правительстве России и Росгосстраха, россияне в среднем оценивают стоимость своей жизни (размер компенсации, которую, на их взгляд, должны выплатить семье в случае их гибели) в $1,2 млн — астрономическая сумма по сравнению со средними доходами в стране.
При этом всего два года назад люди оценивали ее «всего» в $624 тыс. Но это скорее не столько реальная оценка людьми своей жизни (она, конечно, вообще бесценна), сколько абстрактная, чисто теоретическая цифра компенсации за возможную гибель. По принципу, пожалуй, наиболее точно сформулированному в стихотворении Бродского: «Смерть — это то, что бывает с другими».
Понятно, что почти никто из россиян не сможет заработать таких денег за всю свою трудовую карьеру. При среднемесячной зарплате в стране после вычета подоходного налога в 30,8 тыс. рублей (это чуть больше $500), чтобы получить те самые желаемые россиянами в качестве компенсации за свою гибель $1,2 млн надо работать 200 лет.
У нас политики во власти даже на словах не декларируют, что обеспечение личной безопасности и жизнь каждого отдельного человека является самой важной задачей и ценностью для государства.
И люди относятся к своей безопасности столь же равнодушно, как государство — к их безопасности.
Понятно, что никому не дано гарантированно обезопасить себя от стихийных бедствий или ДТП. Но пристегиваться в автомобиле или не плавать в алюминиевых лодках в неприспособленных для этого местах без спасательных жилетов — вполне в наших силах.