Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бульба по-пекински

Петр Бологов о том, как Белоруссия готовится к нашествию китайских фермеров

В начале июля Москву с официальным визитом посетит председатель КНР Си Цзиньпин, который, судя по заявлениям Пекина, привезет в Белокаменную контрактов на 10 миллиардов долларов. Правда, опыт соседней Белоруссии свидетельствует, что китайские партнеры, если и готовы нарастить объемы двустороннего сотрудничества, то исключительно в собственных интересах. И к этому стоит быть готовым.

Александр Лукашенко в мае этого года совершил свое уже десятое паломничество в Китай, где принял участие в форуме международного сотрудничества «Один пояс — один путь». Там он наградил выступление председателя КНР преисполненным откровенной лести комплиментом: «Мы взяли это выступление и проанализируем его дома. Это наука для любого главы государства», а также дал понять, что в отношениях двух государств грядет прорыв.

По его словам, вскоре Поднебесная завалит Минск инвестициями, совместными проектами и прочими деловыми предложениями, которые обогатят бывшую союзную республику. Речь шла о сотрудничестве в военно-технической сфере, нефтеперерабатывающей промышленности, области высоких технологий, строительстве социального жилья, машиностроении и сельском хозяйстве.

Впрочем, Лукашенко не только часто выдает желаемое за действительное, но во многом и идеализирует своих китайских партнеров.

Ни размеры кредитов, ни взаимные реверансы не должны вводить в заблуждение — китайцы менее всего склонны к сантиментам, когда речь заходит о прямой коммерческой выгоде.

При этом потенциал самой Белоруссии может быть использован даже в убыток последней. Это же касается и России, которая для КНР представляется в большей степени источником огромных природных богатств, чем равноценным партнером.

Китаю на его пути к мировому лидерству удобнее работать с такими государствами, где нет толком сформировавшегося демократического общества, зато есть огромное количество нищего населения, которым легко манипулировать, и солидный экономический потенциал. Таких стран полным-полно в Африке и Средней Азии. В Европе они представлены как раз Белоруссией и Россией.

Радиация китайцев не страшит

В июне Минск посетили президент корпорации DRex Дай Шивей и президент Xinrongji Holding Group Нянь Юнань, по итогам переговоров с которыми министр сельского хозяйства Леонид Заяц объявил о старте крупного агропроекта. В его рамках китайцы до 1 сентября должны зарегистрировать совместное предприятие по экспорту белорусских сельхозтоваров в объеме не менее 10 миллионов долларов в месяц. Соучредителем СП выступит белорусская сторона, и в перспективе совместная компания получит полномочия по инвестированию в виде покупки долей в уставных капиталах сельхозперерабатывающих предприятий.

По словам белорусского министра, Китай выразил готовность до конца года взять в аренду 20 тысяч гектаров земли под строительство молочно-товарных ферм на 40 тысяч голов, включая «молодняк». Речь идет о востоке Климовичского района Могилевской области, который после аварии на Чернобыльской АЭС находится в зоне радиационного контроля.

Китайцев, впрочем, это не смутило. Тем более, помимо указанного проекта, гости из Поднебесной рассматривают возможность вложений и покупку долей в Оршанском мясоконсервном комбинате, компаниях «Молочный гостинец» и «Здравушка милк». Всего сумма китайских инвестиций в строительство молочно-товарных комплексов и модернизацию перерабатывающих предприятий оценивается в 1 миллиард долларов.

Однако самым масштабным проектом, по словам главы Xinrongji Holding Group, должен стать завод по производству упаковки, которую будут делать из белорусского картофеля и кукурузы, а потом экспортировать в Китай и другие страны. «Речь идет о революционной упаковке из полилактида, — пояснил китайский бизнесмен. — Мы разработали ее совместно с ведущим вузом Шанхая. Она будет применяться как для продуктов питания, так и для одежды, а также в сфере медицины».

Завод, очевидно, войдет в состав парка высоких технологий «Великий камень», который строится под Минском. Запустить его также планируется еще до конца текущего года. Возможно, указанный завод хоть как-то реанимирует идею «Великого камня», куда в свое время предполагалось привлечь 20−25 крупных инвесторов, которые бы работали в области химии, электроники, биомедицины, машиностроения.

На сегодняшний день компаний, желающих вложить деньги в парк, оказалось только тринадцать, все они представляют КНР и имеют весьма смутные перспективы. По крайней мере, проект в целом остается пока глубоко убыточным, несмотря на то, что инвесторам «Великого камня» предоставлен ряд солидных льгот: они освобождены от уплаты ввозного НДС, налога на прибыль (в течение 10 лет), налогов на недвижимость и на землю (в течение 50 лет).

Для обслуживания своих вложений в сельское хозяйство Белоруссии китайцы намерены выкупить долю в готовящемся сегодня к приватизации банке «Москва-Минск». По словам главы Xinrongji Holding Group, речь идет о приобретении именно основного пакета акций. Сделка должна быть завершена до начала 2020 года.

Приглашая китайцев развивать сельское хозяйство, белорусское руководство рассчитывает, в первую очередь, нарастить поставки продовольствия собственно в КНР.

На сегодняшний день весь продуктовый рынок республики завязан на России, куда поступает, например, 95% всей молочной продукции.

За первый квартал 2017 года Белоруссия экспортировала в Китай продуктов на 4,2 миллиона долларов, а все подписанные контракты, как рассчитывают в Минске, позволят нарастить объем поставок в КНР лишь до 15 миллионов долларов до конца текущего года. При этом ежедневно Белоруссия реализует за рубежом сельхозпродукции на 13 миллионов долларов.

В прошлом году белорусские предприятия продали в Китай продукции на 468,2 миллиона долларов, в то время как китайцы экспортировали в республику товаров на 2,15 миллиарда.

Получится ли у Лукашенко ликвидировать этот разрыв — большой вопрос. А вот что точно можно спрогнозировать, так это если китайцы реализуют все свои проекты в республике, то фермеры из Поднебесной не только накормят миллионы своих соотечественников белорусским мясом и молоком, но и, производя намного более дешевую по сравнению с белорусской продукцию, просто вытеснят с рынка местные хозяйства.

Такое уже неоднократно происходило в африканских странах, где гости из Поднебесной за копейки арендовывали сельхозугодья, на которых сами же работали и из которых сами же извлекали выгоду, оставляя после себя истощенную на многие десятилетия почву.

Похожая ситуация несколько лет назад сложилась и в Таджикистане, где фрукты и овощи, выращенные китайскими хозяйствами на местной земле, стали вытеснять продукцию таджикских дехкан не только с внешнего, но и с внутреннего рынка этой среднеазиатской республики.

Опасные кредиты

По итогам последнего визита Лукашенко в Китай сообщалось, что бизнесмены из Поднебесной вложат 340 миллионов долларов на развитие белорусских предприятий машиностроения, а китайская CITIC Group выделит 1,5 миллиарда долларов на реализацию проектов в агропромышленной, сельскохозяйственной и нефтехимической отраслях. Речь идет разумеется, не о прямых инвестициях, а о связанных кредитах, по которым белорусским предприятиям не только придется платить проценты, но и закупать на эти деньги китайское оборудование и привлекать китайскую рабочую силу. И это при том, что госдолг республики по итогам прошлого года почти уже достиг 40 миллиардов долларов при ВВП в 50 миллиардов.

«Китай выделил Беларуси миллиардные кредиты. Но надо понимать, что все они связанные — на реализацию валютоокупаемых или инфраструктурных проектов. Но это не прямые инвестиции. Китайцы не хотят рисковать, условия финансирования — покупка оборудования, которое выбирают кредиторы. Они сами проектируют, набирают рабочую силу, в том числе из Китая. Получается, что инвестируют сами в себя, а деньги с процентами мы должны потом отдавать», — отмечает белорусский экономист Леонид Злотников.

О кредитах на «развитие и модернизацию» тоже следует говорить с осторожностью. Так, десять лет назад Белоруссия, переживавшая строительный бум, решила модернизировать свои цементные заводы, для чего в КНР был взят очередной связанный кредит, в рамках которого китайцы начали поставлять в республику собственное производственное оборудование.

«Мы очень намучились с этими китайцами, — рассказывал замдиректора одного из белорусских цементных заводов. — Они просто привезли не то оборудование, что было нужно нам, а то, которое они хотели продать. Часть — ржавое, было видно, что оно долго где-то хранилось. Другая часть — просто не подходила под наши технические нормативы. То есть китайцы просто сбрасывали нам свой неликвид. А в министерстве кто разбираться будет? Вам деньги дали, поставку оборудования обеспечили — давайте, модернизируйте!».

В итоге проведенной «модернизации», обошедшейся в 1,2 миллиарда долларов, и падении спроса на цемент все профильные белорусские заводы оказались в числе самых убыточных предприятий республики. Нечто подобное может произойти и с сельхозпредприятиями, большинство которых, несмотря на высокие объемы продаж в Россию, остаются нерентабельными.

Другой показательный случай, отсылающий нас к Венедикту Ерофееву и его поэме «Москва – Петушки», связан со Светлогорским целлюлозно-картонным комбинатом. По соглашению с китайцами на его базе был запланирован пуск завода по производству сульфатной беленой целлюлозы. Для реализации проекта Минск в 2012 году привлек китайский кредит в размере 654 миллионов долларов. На эти средства, в частности, в КНР были приобретены и проложены сотни километров китайского кабеля, который, как оказалось, не прошел местную сертификацию. Кабель пришлось выкопать и выбросить («вставали и вчерашний кабель вытаскивали из-под земли и выбрасывали»), после чего китайцы взялись перекладывать его заново.

Новый завод планировали запустить еще в конце 2015 года, однако теперь его открытие ожидается только в ноябре, а все дополнительные расходы покрывались за счет кредита, то есть опять-таки легли на белорусскую сторону.

С точки зрения соседей

Белоруссию, как и страны Африки, где на сегодняшний день трудятся на местной земле и зарабатывают деньги уже более миллиона китайцев, отделяют от Поднебесной тысячи километров. Тем не менее при лояльности местных властей присутствие КНР в этих регионах, прежде всего экономическое — китайский бизнес в целом дистанцируется от политики — растет из года в год.

При этом положение дел в российских регионах, вплотную примыкающих к китайской территории, в российских СМИ если и обсуждается, то лишь в общих чертах. Между тем сдача в аренду китайцам 115 тысяч гектаров российских земель в 2015 году, повышенный интерес предпринимателей из КНР к зоне вокруг Байкала — все это несомненно свидетельствует о том, что начало масштабной китайской экономической экспансии со всеми ее издержками на территории Сибири и Дальнего Востока — лишь вопрос времени.

И здесь остается надеяться, что российское руководство, изучив опыт Белоруссии, научится работать с ближайшим соседом на равных. Причем уповая не только на «Силу Сибири», перспективы которой, к слову, тоже пока остаются под вопросом.

Новости и материалы
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Все новости