Президент рассказал о своей мечте на встрече с работниками челябинского завода. Он изъявил желание побольше путешествовать, и не только в рамках официальных визитов: «Сегодня все мои путешествия сводятся к тому, что я приезжаю в аэропорт, из него перебираюсь в какое-то помещение, потом назад в аэропорт, вот вроде куда-то съездил».
Эти слова многими были восприняты как намек на то, что Путин не будет выдвигать свою кандидатуру на грядущих президентских выборах. Но скорее их стоит расценивать как создание необходимой предвыборной интриги. В прошлый избирательный цикл тоже было много туманных рассуждений о том, будет ли Путин избираться, обсуждалась даже компромиссная должность «лидера нации». Само заявление о выдвижении, которое разыграли между собой Медведев и Путин на съезде «Единой России» в 2011 году, для очень многих в итоге стало неожиданностью, хотя Путин и признался, что договорился с Дмитрием Медведевым еще за несколько лет до этого. «Договоренность, что делать и чем заниматься, между нами давно достигнута», — сказал тогда премьер, посетовав на то, что в обществе никак не затихнет дискуссия, кто пойдет на выборы.
Показательно, что пресс-секретарь президента, комментируя поездку Путина на челябинский завод, отметил, что эти поездки не являются частью предвыборной кампании, дескать, глава государства ежедневно занимается региональной проблематикой, а не только под выборы.
Сами по себе поездки на заводы, может, и не имеют электорального значения, но нельзя не заметить, как вся жизнь в стране постепенно начинает выстраиваться вокруг президентских выборов в марте 2018 года, ключевого политического события обозримого будущего.
А точнее — вокруг выделенных под кампанию бюджетов. Просыпаются полузабытые политические фигуры и целые организации — так, о «возрождении» на днях заявило движение «Наши», оживляются окологосударственные экспертные центры. Остроты ситуации добавляет непростая финансовая ситуация в стране — президентские выборы нужно будет провести мирно и спокойно, более того, создавая видимость конкуренции, чтобы их результат был более или менее легитимным. Также необходимо будет сохранить образ государства как отца-кормильца, но в то же время не соря деньгами. Потому что денег, как известно, все меньше (экономить сегодня приходится даже на пособиях и прожиточном минимуме), а взяться им особо неоткуда. Новую базу налогообложения будут вводить только после 2018-го, о чем сказал и Путин в президентском послании.
Избирательная кампания в стране будет виртуозной, потому что должна будет вестись не только в условиях оскудевающего бюджета, но и общего политического вектора, также намеченного Путиным в послании, — тихо, ровно, спокойно, без лишнего шума. Кто-то называет это стабильностью, кто-то застоем, но именно этой балансировкой политических сил занимается президент все последние годы.
Можно поверить, что за 16 лет у власти президент действительно устал и искренне хотел бы попутешествовать и пожить в свое удовольствие, «успешно завершив карьеру». Но для наших широт «успешно» — это значит уйти победителем, руководителем страны, вошедшим в историю с большим знаком плюс.
Кстати, если бы в 2012 году они с Медведевым не договорились опять поменяться местами, ему бы это вероятно удалось — к этому времени в российской экономике если и назревал кризис, то он был заметен лишь немногим, а граждане только богатели — не зря 2000-е годы назвали «сытыми».
Сегодня настроения в обществе более тревожные, а прогнозы на будущее — скорее мрачные. Некоторые политологи даже считают, что 2017-й может стать годом серьезных волнений в обществе. При таком развитии событий решение Путина не идти на выборы-2018 будет расценено скорее как слабость, нежели как победный аккорд. К тому же по известной российской традиции все проблемы в стране новые власти неизбежно будут сваливать на предыдущее руководство. Как, собственно, сегодня до сих пор многие проблемы списывают на либералов 90-х.
В интервью Bloomberg Путин уточнил, что его решение идти на выборы в 2018 году будет зависеть от того, насколько полно будут реализованы «планы и задачи, которые мы перед собой ставили… повышение жизненного уровня людей, развитие экономики, социальной сферы, повышение обороноспособности страны».
Но выполнить эти задачи к 2018 году можно будет если только в телевизоре: по оценкам экспертов, нынешний кризис будет более затяжным и глубоким, чем предыдущий, потому что вызван не только внешнеполитическими, но и накопившимися внутренними структурными проблемами.
Политическая стабильность 2000-х обернулась глубоким застоем в экономике. Серьезные реформы, которые могли изменить эту картину, из раза в раз откладывались на «после выборов». И судя по тону и содержанию последнего послания президента, не начнутся они и в следующем году. Да и если бы начались, при всем желании у главы государства просто не остается запаса времени, чтобы уйти в 2018 году с чувством «успешно завершенной карьеры».
А значит, то, что мы увидим в ближайший год, скорее всего, будет делаться именно к событию, а не с расчетом на долгосрочную перспективу. Системе, как всегда, нужен будет результат, а не какие-то новые смыслы, концепции, сильные государственные и общественные институты. Может, поэтому и не видно на горизонте серьезных участников президентской гонки из ближнего круга президента. Тех, на кого Путин мог бы, как Ельцин в 2000-м, оставить страну со словами «Берегите Россию».
Так что ельцинские слова «Я устал, я ухожу» Путин, даже если бы захотел повторить, то скорее в формулировке «Я устал, я остаюсь». В первую очередь — из-за давления пресловутой вертикали власти, выстроенной под конкретную фигуру.