В последнее время силовые операции в отношении известных фигур стали привычным фоном российских новостей. На позапрошлой неделе под телекамеры скрутили министра Улюкаева, на этой — музыканта Маруани, кумира советских любителей электронного диско. С одной стороны, это, видимо, должно проиллюстрировать гражданам, что закон у нас один для всех, невзирая на лица. С другой — возникают подозрения, что в случае с Маруани (в отличие от Улюкаева, которого задерживали специально обученные люди) полицейские действительно не знали, кто это, а вот кто такой Киркоров — знали прекрасно. И, вполне возможно, хотели пропиариться на громкой истории — как же, задержали иностранца, вымогавшего деньги у самого экс-мужа Пугачевой.
Но история вышла не только громкая, но и крайне мутная.
Киркоров сегодня держится победителем — обвинения в плагиате (Маруани утверждает, что песня Киркорова «Жестокая любовь» является переработанной версией композиции «Symphonic Space Dream») с гневом отвергает, денег вымогателю не отдал, зато пачками раздает интервью. К тому же благодаря скандалу с действительно всемирно известным музыкантом лишний раз прославился не только в России, но и во Франции.
Хотя эта слава и сомнительного свойства — вряд ли найдется много желающих иметь дело с партнером, который решает проблемы с помощью силовиков, а не на переговорах или в суде.
Маруани, хоть и выглядит на кадрах задержания крайне обескураженным, по словам Киркорова, тоже не внакладе — дескать, о нем давно все забыли, а громкий скандал поможет музыканту напомнить о себе и своих хитах.
Внакладе, получается, прежде всего Россия, имидж которой пополнился еще одной страницей в духе «с русскими опасно иметь дело».
Ну действительно, кто в силах разобраться во всей этой фантасмагории, которую доносят до нас СМИ? Когда с Маруани переписываются от лица Киркорова какие-то пранкеры, которые до этого были замечены все больше в политических розыгрышах «врагов России». Когда эти же пранкеры сами предлагают Маруани в качестве «мировой» миллион евро наличными, а потом признаются, что пошутили. Правда признаются лишь одной стороне конфликта — а именно адвокату Киркорова, и как бы искренне печалятся, что дело зашло так далеко.
Когда Киркоров, прекрасно зная, что Маруани — жертва розыгрыша, тем не менее пишет вполне серьезное заявление в полицию. И мало того — участвует в следственном эксперименте по передаче денег французу.
Когда российский адвокат Маруани, лишенный лицензии, подает в суд почему-то на исполнителя, а не на автора песни, а потом, уже после того как Мосгорсуд отказывает в возбуждении дела, убеждает музыканта, что мировое соглашение возможно и Киркоров на него согласен.
Все вместе это скорее похоже на плохой сценарий фильма о «Приключениях француза в России», когда местные ловко разводят наивного иностранца, который погнался за длинным рублем. Точнее, в данном случае — за миллионом евро наличными.
Кстати, полицейские в этом сценарии — тоже скорее пострадавшая сторона. Мало того, что им пришлось извиняться перед задержанным иностранцем, так еще и выглядят они в этой истории так, как будто работают на подтанцовке у Киркорова.
В сухом остатке француз бежит из России с твердым убеждением, что бизнес по-российски — это украсть, а потом обвинить того же, кого сами и обокрали. Его коллеги и поклонники теперь наверняка уверятся в том, что в России закон об авторском праве защищает только «своих». Стареющие западные кумиры 80-х, которые так любят приезжать в Россию, где их еще помнят и любят, лишний раз задумаются, стоит ли гнаться за длинным рублем, когда его тут же могут и отобрать. Еще и в тюрьму загремишь — мало ли что российским пранкерам в голову придет. А стадионы и концертные залы тем временем будут собирать Киркоров и другие российские исполнители, которые в этой мутной сфере под названием «российский шоу-бизнес» чувствуют себя как рыба в воде.
Такое вот импортозамещение в масскульте. Бессмысленное и беспощадное.