Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Непарламентское поведение

Сможет ли новая Дума показать характер

Уже до нового, 2017 года новая Дума должна показать характер и претензию на влияние. Иначе за 3–4 месяца сложится образ тот же, что был у предыдущего созыва, и избавиться от него в дальнейшем будет практически невозможно. Главный вопрос в том, есть ли у самих парламентариев и нового спикера политические амбиции и смогут ли они реализовать их на практике.

В Британии происходит весьма показательный процесс вокруг процедуры Brexit: на днях Высокий суд оставил за членами парламента право голосовать по вопросу о выходе из Евросоюза. The Economist отреагировал на слушания в суде примерно следующим заголовком: «Парламент правит — что не так?» («Parliament rules, not OK?»). И действительно — что не так?

Однако в «наших палестинах» понятие управляющего чем-то парламента не слишком приживается. Дело, разумеется, и в самой форме российской государственности — имеющаяся у нас суперпрезидентская республика вообще не слишком подходит для парламентского управления хоть чем-то принципиальным. На бумаге принцип разделения властей существует, но по факту больше декларируется, чем соблюдается.

После сентябрьских выборов в Госдуму и делегирования в парламент бывшего первого замглавы АП Вячеслава Володина было много разговоров о неизбежном повышении роли парламента.

Открытым остается вопрос: а сможет ли политическая система быть перенастроенной, чтобы такое усиление роли парламента произошло?

Сам по себе статус спикера нижней палаты российского парламента формально высок, но с точки зрения российской властной иерархии он не первостепенной значимости. Пожалуй, главный ресурс спикера «по должности» — место в Совете безопасности, то есть возможность примерно раз в неделю непосредственно общаться с президентом. Плюс «мигалка», охрана, большой кабинет на Охотном Ряду, но это уже скорее бонусы к основному блюду.

Когда произносят ритуальное выражение о «формально третьем/четвертом посту в государстве», как-то забывают, что это не слишком удачная калька с американской «табели о рангах», где прописан четкий порядок передачи власти в случае недееспособности по какой-либо причине президента. И там действительно вслед за вице-президентом пост наследует спикер палаты представителей.

Такое даже едва не произошло в 1973 году, когда вице-президент Спиро Агню ушел в отставку, а после «Уотергейта» лишился поста и президент Ричард Никсон. Впрочем, Никсон успел назначить вице-президентом Джеральда Форда и спикер конгресса так и не стал президентом.

Но в России такого порядка престолонаследия просто нет — в отличие от американцев мы не рассчитываем, что загадочный вирус или вселенская катастрофа в лучших голливудских традициях выведет из строя сразу президента и премьера.

Потому пост спикера парламента не является ни третьим, ни четвертым, ни каким-то еще в стране. Грубо говоря, в системе власти есть президент, за ним с очень значительным отрывом — премьер, а дальше — все остальные, и спикер среди них — лишь один из множества равных.

Впрочем, быть может, неформальный статус Вячеслава Володина позволяет говорить о том, что при нем роль Госдумы существенно возрастет? Это тоже неоднозначное утверждение. Два предыдущих спикера Госдумы тоже были не безвольными марионетками: Сергей Нарышкин перешел на работу в Госдуму с поста главы администрации президента (то есть с еще более статусной, нежели у Вячеслава Володина, должности), Борис Грызлов — с поста министра внутренних дел. Они оба были сильными аппаратчиками и много лет проработавшими в системе госвласти людьми. Доверенными людьми Владимира Путина. И все же роль парламента, мягко говоря, при них не выросла. Если не сказать наоборот.

Иное рассуждение об изменении роли парламента: туда пришли 225 избранников (224, если вычесть того же Сергея Нарышкина, сразу ушедшего на работу в СВР) по мажоритарным округам. Которые, соответственно, больше зависят от своих избирателей и регионов, а потому больше будут оглядываться на их интересы, нежели списочники. Рассуждение здравое, но опыт созыва 2003–2007 годов показывает, что свободолюбие одномандатников не стоит переоценивать, а их лояльность собственным избирателям в конкретных исторических условиях ограничивается не сроком легислатуры, а коротким периодом избирательной кампании.

В ходе избирательной кампании все они — истинные сыны народа, а вот в момент парламентской сессии они даже не совсем представители своего региона, тем более что некоторых из них в действительности связывает с этими регионами крайне немного.

И все же надежда на превращение Госдумы из клуба выдающихся, но ничего не решающих джентльменов в полноценный орган государственного управления остается. Тут главный вопрос в том, есть ли у самих парламентариев и нового спикера амбиции такого рода и смогут ли они реализовать их на практике.

В последние годы контрольные функции, которые, по идее, должен осуществлять в первую голову парламент, в публичном политическом поле выполнял ОНФ. Что выглядело довольно странно.

Механизмы парламентского контроля в России вполне имеются. В Госдуме в рамках «правительственного часа» регулярно выступают министры, депутаты пишут запросы. По особо знаковым событиям даже предусмотрена возможность парламентского расследования. Впрочем, закон о парламентском расследовании существует в законодательстве с середины 2000-х, но вот самих расследований де-факто не было. Да и предмет парламентского расследования по закону ограничивается грубым или массовым нарушением конституционных прав и свобод, а также обстоятельствами техногенных катастроф. Парламентарии расследовали, скажем, теракт в Беслане, но серьезных выводов комиссия Торшина так и не сделала (если сильно огрублять, то после года работы она пришла к нетривиальному выводу, что в теракте виноваты террористы). Было и парламентское расследование по трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, но и там выводы были примерно из серии «виновата техника, то есть не виноват никто».

Парламентарии, даже обладая формальными полномочиями, на практике не спешат или просто боятся их применять. Тем более в публичной сфере.

Да и за кулисами, в тихих думских коридорах серьезные баталии в последние годы были слабо представимы. За исключением совсем частных вопросов вроде перевода стрелок часов или откровенно рекламных «наездов» на отдельных членов правительства, депутаты не демонстрировали стремления к повышению политической капитализации парламента. Даже бюджетный процесс — казалось, речь идет о больших деньгах, вот уж где не стоило бы самоустраняться — все более проходил вне стен парламента.

Последнее, пожалуй, станет основной проверкой для Госдумы нового образца. За бюджет на будущий год депутаты вряд ли всерьез зацепятся, там еще не все в кабинеты-то въехали. А вот в будущем году бюджетный процесс будет серьезной проверкой на дееспособность и экзаменом на «усиление политической роли парламента».

Тем не менее проверки бюджетом 18-го года ждать еще долго. Уже до нового, 2017 года эта Дума должна показать характер и претензию на влияние. Иначе за 3–4 месяца сложится образ тот же, что и был. Избавиться от него в дальнейшем будет практически невозможно. И наоборот: именно сейчас тот момент, когда Думе надо кого-то победить — например, правительство, отдельные ведомства и компании или региональные власти.

Если центр лоббизма хотя бы отчасти вернется из министерств и ведомств в парламент, а некоторые принципиальные законы начнут писать, а не штамповать в Думе, будет предмет для разговора.

Избирателям от этого хуже точно быть не должно, а депутаты теоретически могут получить серьезные профиты. Пока же скорее представляется нечто вроде британских заголовков, но с ровно обратным знаком: «Парламент не правит — и что не так?».

Новости и материалы
Ученые обнаружили грибы, способные разрушать пластик в океане
Еще одно землетрясение произошло у побережья южных Курил
Нетаньяху призвал разоружить «Хезболлу»
Apple отложила дату выхода части нейросетевых функций
Глава МИД Франции прокомментировал позицию ЕС по территориальным уступкам Украины
Появилась карта интересующих Трампа ресурсов Украины
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Путин наградил медалями Пушкина троих казахстанцев
Шторм выбросил на пляжи Кубани новые фракции мазута
Ученые выяснили, как долго длится «послевкусие» от секса
В Британии предсказали ухудшение позиций ВСУ к лету
Житель Белгородской области получил ранение в результате удара ВСУ по машине
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию
Пятеро мигрантов изнасиловали школьницу в российском городе
Президент Финляндии прокомментировал проведение Мюнхенской конференции
Нетаньяху: поддержка США поможет Израилю достичь целей в Газе
Глава МИД Польши однозначно высказался по поводу отправки войск на Украину
Все новости