Основная претензия к законопроектам последней Думы заключается в их очевидной непроработанности, возможности широкой трактовки и, соответственно, избирательного правоприменения. Но даже самые резонансные инициативы последнего года меркнут на фоне антиэкстремистского пакета Яровой--Озерова. Госдума принимала его в последние дни своей работы, текст документов правился в спешке. В итоге вся конкретика будет формулироваться уже в подзаконных актах, и собственно вид «пакета Яровой» будет определяться на наших глазах.
В частности, до 1 сентября госведомствам нужно определиться, как именно и чьими силами будет налажен выпуск оборудования для исполнения закона, по которому российские операторы связи и интернет-провайдеры обязаны по полгода хранить все содержание переписки и разговоров своих клиентов, а сведения о фактах передачи информации — по три года. И главное — возможно ли это в наших условиях в принципе. По версии участников рынка, в России просто нет оборудования, способного соответствовать требованиям закона, а на его создание с нуля могут уйти десятки лет. Более того, как отмечают в Минэкономразвития, соответствующего задаче оборудования нет не только в России, но и нигде в мире.
Впрочем, это не представляется серьезной проблемой для служб безопасности, которые и называют главными лоббистами «пакета Яровой». Как пишут «Ведомости», ФСБ предлагает использовать для этого оборудование СОРМ, которое уже установлено на сетях операторов связи и используется для прослушки. С помощью этого оборудования прослушивают конкретных людей, в отношении которых идут оперативно-разыскные мероприятия, информация об их разговорах хранится 12 часов.
Собственно, таким образом предлагается прослушивать не конкретных лиц, а всех россиян, а данные об этом хранить не 12 часов, а полгода.
Нетрудно понять, что затраты на доработку существующей системы будут огромны. И очевидно, что лягут они на операторов связи. То есть в конечном итоге на россиян и их кошельки.
На фоне общей растерянности раздаются робкие голоса, призывающие отложить реализацию спорного закона. Член Совета Федерации Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, отодвигающий вступление его в силу до 2023 года, но коллеги уже предупредили сенатора, что закон пересмотру не подлежит.
При этом остальная, не менее спорная часть «пакета», касающаяся наказания за «недоносительство» и «вовлечение» в массовые беспорядки, а также снижения возраста ответственности до 14 лет, уже отошла на второй план. В конечном счете все эти новые нормы могут и не применяться, закон у нас — что дышло, а вот история с оборудованием — вполне конкретная, даже осязаемая, стоящая, по самым приблизительным оценкам, триллионы рублей.
И за освоение этих триллионов в ближайшее время будет разворачиваться нешуточная борьба, в которой, по идее, должны участвовать и россияне, хотя бы потому, что потенциально это именно их триллионы.
При этом на митинг против «пакета Яровой» в Москве вышло две с половиной тысячи человек. Инициатива на сайте РОИ так и не набрала необходимые сто тысяч, для того чтобы отмену этого закона рассмотрели на федеральном уровне. Согласно опросу, только 10% россиян понимают, что представляет собой «пакет Яровой». Протестную волну слабо поддержала отрасль связи, которую закон касается напрямую. По оценкам экспертов, операторы связи не смогут платить налог на прибыль примерно сто лет, а бюджет недополучит около 450 млрд рублей.
Несмотря на то что закон Яровой оказался самым резонансным за последнее время и для многих стал квинтэссенцией непрофессионализма российских законодателей, он так и не смог консолидировать протестные настроения. Оно и понятно, ведь речь идет о довольно туманных для обычного россиянина понятиях: прослушка, интернет, ФСБ, экстремисты. Изменения вроде бы не касаются вещей насущных, вроде роста тарифов на ЖКХ или подорожания транспортных услуг. Но это именно тот случай, когда расходы на сомнительный с точки зрения эффективности и целесообразности лоббистский закон лягут на плечи всех без исключения, причем даже тех, кто вообще не умеет пользоваться интернетом. Не говоря уже о правовой составляющей, ведь далеко не каждый мечтает оказаться под колпаком у спецслужб.
Но если это не волнует самих граждан, единственным ограничителем для государства станет не пресловутое общественное мнение, а тот абстрактный здравый смысл, благодаря которому до принятия Госдумой из «пакета» исчезли положения о лишении гражданства и «предупреждениях», делающих попавших под подозрение в экстремизме россиян автоматически невыездными.
Но вряд ли здравый смысл хоть сколько-либо коснется финансовой стороны вопроса — в кризис лишних триллионов не бывает. Так в свое время одержали легкую победу выгодоприобретатели системы «Платон», несмотря на митингующих дальнобойщиков и заметное подорожание продуктов в кризисное время.
В такой ситуации остается только «наблюдать за руками» и повторять шуточный девиз, недавно придуманный в детском лагере под Томском, — «был выдвинут законопроект, Яровой пакет, ФСБ шлет респект, аккаунт твой взломает, переписку прочитает, и такой подход наш отряд одобряет, если законом не запрещено, следим за кем хотим, на 95% безопаснее, чем не следить».