Норвежские комики представили, как бы выглядел супергерой Капитан Америка в разных странах Европы. Видеопародия высмеивает стереотипы, менталитет, привычки того или иного народа Европы. И если стереотипы в отношении финнов (капитан с бутылкой водки), итальянцев (в ресторане), румын (с зубами Дракулы), швейцарцев (а у нас нейтралитет!) и других остались без изменений, то капитан Россия предстал в этом ролике в виде танцующего гопника в спортивном костюме и характерной кепке.
Даже и не поймешь сразу — эволюция это после медведя с балалайкой или шаг назад.
Нравится нам это или нет, но образ современной России в мире заметно отличается от того, как страна хотела бы позиционировать себя сама. Внутри мы, согласно крылатому выражению президента, тот самый отважный и сильный медведь, который никому не собирается отдавать «свою тайгу». А со стороны, видимо, бедные и материально и духовно люди, от которых непонятно чего ждать в темной подворотне.
Конечно, в первую очередь этот клип — шутка, злая сатира, но и задуматься есть о чем.
Страна у нас большая и очень разная, а собирательным образом для внешнего потребления стал почему-то емкий образ гопника. И нельзя сказать, что он ни на чем не основан. Этот образ соткан из многих примет последнего времени — от надписей на машинах «Поехали за немками», «Отжал у немцев» и мороженого «Обамка» до разухабистой риторики МИДа и брутальных шуток политиков. Все это лишний раз убеждает сторонних наблюдателей, что образ уличного хулигана для нашей страны вполне органичен.
В том же ролике российские гопники возникают еще раз — уже на фоне капитана Украины, не давая тому сказать ни слова.
Это явный намек на то, как повела себя Россия с ближайшим соседом. В российском дискурсе конфликт на Украине — защита русского населения соседней страны от потенциальных угроз, а с точки зрения норвежских комиков, обыгрывающих существующие стереотипы, — всего лишь жесткий троллинг страны-соседа. И как бы в нашей стране ни пропагандировали идеи «Русского мира», который должен объединить и защитить всех россиян, ситуация в Донбассе, который по факту превратился в бесправное и опасное место, эти постулаты пока не подтверждает.
В интервью «Газете.Ru» один из заметных персонажей «Русского мира» казак Бабай рассуждает, каким в его представлении должен быть этот мир. Во-первых, президент должен «поменять свое иностранное название на русское «царь», хватит иностранных слов в русском государстве». Во-вторых, «рубль можно золотым сделать, мы же продаем за границу газ, нефть, другие ископаемые. Они должны отпускаться только за рубли, а рубль — покупайте у нас, пожалуйста. Сможем цену установить хоть сто долларов за рубль». Ну и, наконец, «нужно сделать казачью армию, которая помогла бы государству и президенту-царю навести порядок в мире. Это же легко и просто».
Именно эта идея — легко и просто, возможно иногда используя армию, навести в мире порядок — сегодня, кажется, стала основой идеологии современной России. Одни называют ее гопнической, другие — имперской. Третьи, например, политолог Владимир Пастухов — черносотенной. Как он пишет, «черносотенство — это адаптированная эрзац-идеология, своего рода «имперский суржик» или «национальная идея для чайников».
И чем больше западный мир иронизирует над Россией, охваченной этой новой старой идеей, тем больше она овладевает массами. Ведь если смеются — значит, не уважают. А может, и правда, хотят нас уничтожить. И всегда хотели. Так мы заставим себя уважать. Не дадим себя в обиду. Только надо армию посильнее создать. Президента наделить царскими полномочиями. Вычистить в стране всех «иностранных агентов». Заменить импортные шрифты на кириллицу. И заживем!
Не раз и не два наша страна наступала на эти грабли. Сон общественного разума, как известно, рождает идеологических чудовищ. Никакой сильной созидательной или хотя бы более-менее конструктивной идеи власть обществу пока предложить не может. (Общество, впрочем, тоже уже ничего не предлагает.)
А если больших идей в наличии нет, люди неизбежно становятся жертвами маленьких идеек, вытащенных из старых запасников, пропахших нафталином.
В любой стране, у любого народа есть свои маргиналы. Многие из них занимают свои общественные ниши, участвуя в выборах и возбуждая обывателей своими «оригинальными» идеями. Но, как правило, в странах старых демократических традиций они так и остаются в роли политических фриков с четко очерченными границами дозволенного. У нас же они вдруг стали проводниками государственной идеологии. И так разошлись, что, кажется, даже сама власть испугалась этого воинствующего грядущего «хама». И все чаще демонстрирует, что радикальная самодеятельность — даже самая патриотическая, даже направленная на ее поддержку — ей не очень-то по душе.
Вот и Бабай в интервью сетует: «Независимые люди сейчас никому не нужны… Идея у людей осталась, они готовы за нее бороться, но им не дают…»
Выпустить джина из бутылки оказалось на удивление легко. За несколько лет создать новый хулиганский образ России в мире — тоже. А вот поменять этот довольно унизительный стереотип о стране на более позитивный вряд ли удастся так же лихо. Да и желания такого, кажется, пока ни у кого нет. Разухабистость затягивает.