Любимый кандидат российской пропаганды на пост президента США Дональд Трамп оказался — пока на уровне риторики, поскольку реальной властью еще не обладает — ничем не лучше турецкого президента Эрдогана. В интервью Indiana Radio накануне праймериз в Индиане Трамп заявил, что российские истребители при сближении с американскими самолетами надо сбивать. Это заявление прозвучало после того, как в конце апреля российский Су-27 сделал «бочку» рядом с самолетом-разведчиком ВВС США в международном воздушном пространстве над Балтийским морем.
Трамп свел дискуссию о маневрах российских самолетов вокруг американских к любимой в России фабуле: «Ты меня уважаешь?»
По мнению Трампа, эти маневры самолетов являются знаком личного неуважения Путина к Обаме.
При этом Трамп и раньше заявлял, что готов наладить отношения с Россией (тут наши пропагандисты как раз и делали восторженную стойку), но… с позиции силы. И при этом неоднократно называл Путина сильным лидером. Именно за это в России предпочитали не слышать, как именно Трамп намерен вести дела с нашей страной. Не задумывались, что делают ставку на беспринципного популиста, который тоже (по крайней мере, на словах) готов проявлять собственную силу и показывать американскому избирателю, что он будет «даже круче Путина». Мол, Обаму Путин не уважает, а я, Дональд Трамп, заставлю уважать и себя, и Америку.
При этом он неоднократно менял свои позиции по разным вопросам на прямо противоположные, и каким он будет президентом, если выиграет, никто толком не представляет.
Оно, впрочем, понятно почему: Трамп не политик и никогда не котировался в категории политиков. Собственно, поэтому ему все и сходит с рук — он шоумен, селебрити. Как позволяют иногда люди разные выходки своим любимым певцам, актерам, сатирикам — так позволяется и Трампу. Собственно, ведь никто не знает, каков на самом деле тот или иной актер, певец. А если доходит до публики что-то жуткое или сумасбродное – ну и пусть, говорят почитатели, зато какой талант на сцене, на экране!
И тут так же. Какой талант на сцене! Собственно, так он себя подает и так его воспринимают: грубый правдоборец, вскрывающий консервным ножом проблемы Америки и мира. Собственно, отчасти поэтому
многие из республиканского истеблишмента с ужасом готовятся голосовать за демократку Клинтон. Потому что show, конечно, must go on. Но все же на сцене, а не в жизни в масштабах всей страны.
Но вот в России это все чаще воспринимают как реальную жизнь. Видимо, из-за этого в последнее время важная часть внешней политики состоит как раз в заигрывании с политиками-шоуменами или политиками-маргиналами вроде нашего Жириновского — лишь бы насолить «Обаме-чмо» и «предательнице Меркель».
То мы собираем конгресс ультраправых европейских маргиналов в Санкт-Петербурге. То финансируем избирательную кампанию «Национального фронта» во Франции, где Марин Ле Пен попадает в центр скандала с налоговыми махинациями вокруг тех самых денег на избирательную кампанию, которые она получила в том числе и от России.
До этого Россия водила хороводы с экстравагантным популистом Уго Чавесом в Венесуэле, чей преемник и соратник Николас Мадуро (тоже наш большой друг) довел страну до физического голода, отсутствия лекарств и туалетной бумаги. Теперь более двух миллионов жителей страны подписали петицию с требованием его отставки.
На днях мы решили развивать отношения с еще одной, мягко говоря, экстравагантной страной — Зимбабве, куда с визитом отправился российский министр промышленности Денис Мантуров. Душу каждого российского патриота, видимо, должны согревать слова министра иностранных дел Зимбабве Симбараше Мумбенгегви: «Мы получили мощного союзника, который сможет сказать «стоп», если увидит несправедливость по отношению к Африке, и его послушаются».
Укротим западных тигров и львов, которые тянут когти к нашей Африке!
Только налаживая экономические связи с Зимбабве, хорошо бы помнить, что правящий бессменно 36 лет 92-летний диктатор Роберт Мугабе довел страну до полной нищеты. Что годовая инфляция в Зимбабве долгие годы измерялась четырехзначными числами, из-за чего у местных жителей уже чисто физически не хватало сил донести гору купюр в магазин для покупки хлеба. Что в стране пришлось выпускать купюру достоинством в 100 триллионов зимбабвийских долларов. Что, в конце концов, из-за этой гиперинфляции Зимбабве пришлось вообще отказаться от национальной валюты и теперь официальная валюта страны — американский доллар.
Сначала ради поиска хоть каких-то союзников в мире наши дипломаты и политики начинают дружить с откровенно маргинальными политическими персонажами. А потом вынуждены стыдливо отводить глаза, когда выясняется, что
хулиганы или популисты в политике непредсказуемы не только по отношению к нашим врагам, но и к нам самим.
Потому что вряд ли можно ожидать от них серьезного отношения к своим политическим обязательствам или проявления персональной ответственности за слова и поступки.
Знаменитая мудрость древнегреческого драматурга Еврипида «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» явно не утратила актуальности и в наши дни.
Мы так часто ошибаемся в друзьях именно потому, что выбираем их «назло» тем, кого сами назначили себе во враги.
Своих ошибок, однако, мы, конечно, признавать не хотим. Потому и цепляемся за любого политика в мире, который говорит гадости или глупости про Америку и Европу. Потому и вынуждены разочаровываться, когда такие же гадости или глупости наш новый друг столь же лихо вдруг начинает говорить про нас.
А что обижаться? Ничего личного. Это просто бизнес такой.