Китайская мудрость «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться» вполне применима к кадровой революции в руководстве Центральной избирательной комиссии. Спустя четыре года — практически полный избирательный цикл — исполнено главное требование уличных акций протестующих «белоленточников» 2011–2012 годов. Со своего поста смещен глава ЦИК Владимир «146%» Чуров, а на его место назначена «либеральная женщина с принципами» Элла Памфилова.
Впрочем, за эти годы в российской политике и в самой России произошли такие изменения, что рокировка в Центризбиркоме рискует остаться всего лишь сменой фигур.
Во-первых, практически не осталось самих «белоленточников». Часть из них превратилась в «крымнашистов», часть уехала из России. Часть и не изменила своих политических взглядов, но теперь отдает себе отчет в том, что требовать честных выборов в стране не у кого, да и последствия для требующих стали другими. Кому «двушечку» могут влепить, кому и больше… Да и жизнь стала тяжелее — цены, курсы, санкции. Не до ленточек.
Во-вторых, за это время власти всех уровней прекрасно научились использовать административный ресурс для того, чтобы просто не допускать к выборам любых «подозрительных» кандидатов с реальными шансами на победу.
В-третьих, с тех пор существенно вырос электоральный рейтинг президента. А в России исход главных для власти выборов — федеральных — зависит прежде всего от личного рейтинга главы государства. Системная оппозиция за последние годы перестала даже делать вид, что она оппозиция. Хотя бы потому, что критиковать набирающего популярность президента — значит, рисковать остаться без представительства в следующей Думе.
Сразу после избрания Памфилова заявила о готовности встретиться с двумя своими предшественниками — Владимиром Чуровым и Александром Вешняковым для обмена опытом. Правда, не совсем понятно, что у них перенимать? Если Вешняков остался в истории разве что знаменитой фразой на пресс-конференции «сегодня в одном из регионов состоялись выборы губернатора Сахалинской области», то фамилия Чурова стала на какое-то время нарицательной. Стали говорить про те самые 146% явки на выборах, про «чуровскую магию» и «чуровское большинство».
Станет ли нарицательной фамилия нового председателя ЦИК?
Несмотря на то что у Памфиловой был личный выборный опыт — она баллотировалась в президенты в 2000 году вместе с Путиным, а при Ельцине успела поработать на «расстрельной» должности вице-премьера по социальной политике (тогда должность была действительно тяжелой — чиновники улетали с нее лихо), вряд ли стоит ожидать от нового ЦИК самоубийственной принципиальности.
Мы живем скорее в эпоху безвременья. Запроса на подвиги Жанны д'Арк нет.
Назначение Эллы Памфиловой, безусловно, дает некоторый моральный бонус властям. Частично снимает вопросы внутренних и внешних наблюдателей. Чурову независимые наблюдатели не верили — вот вам «честный» счетовод. Хотите верьте, хотите нет.
Но как и многие другие государственные институты, ЦИК давно утратил самостоятельность — во всяком случае в глазах общества. Степень зависимости этого органа от исполнительной власти при Чурове достигла рекордных отметок. На этом фоне ЦИК при прежнем начальнике — Вешнякове — выглядит чуть ли не штабом вольнодумцев. Именно поэтому цифра в 146% стала не просто технической ошибкой, какие бывают везде, а символом предвзятого подсчета голосов. Избавиться от такой репутации быстро не получится.
Однако даже если ныне считать голоса будут безукоризненно честно, это уже по большому счету не важно. Избирательное законодательство к выборам 2016 года так творчески переработано, что все вопросы могут быть решены еще до опускания бюллетеней в избирательные урны. То есть вместо выборов у нас будет, скорее, голосование за уже фактически назначенных кандидатов — как, собственно, было в том самом СССР, по которому многие россияне сегодня ностальгируют. А роль ЦИК в таких выборах вполне может выполнить и компьютер.
Конечно, в некоторых регионах и возможны какие-то сюрпризы, но они связаны скорее не с протестным голосованием, а с тайными или полупубличными конфликтами в местных элитах. То есть с конкуренцией административных ресурсов, а не политиков.
В целом же российское электоральное поле выглядит как наглухо зацементированная площадка, на которой раз в четыре года играют хорошо срежиссированный спектакль «День выборов». И ввод новых актеров в эту постановку — на этот раз женщины с добрыми глазами во главе ЦИК — вряд ли оживит интерес к ней у зрителей.
Зрители тоже устали от старого спектакля — и даже запроса на честные выборы сегодня в обществе больше не наблюдается. Лозунг «Против жуликов и воров», который четыре года назад казался предвестником эволюционных перемен, сменился привычным «от нас ничего не зависит».
А раз так, то «чуровская магия» по-прежнему с нами, даже если сам «бородатый волшебник» покинул свой кабинет. Как говорится, Карлсон улетел, но обещал вернуться. Потому что это вовсе не магия главы избирательной комиссии, а магия самой власти. Выборы в России, увы, не выбирают.