Власти Швейцарии готовятся обсудить на референдуме инициативу о введении «всеобщего безусловного дохода». Предлагается, что каждый гражданин страны, независимо от того, работает он или нет, будет ежемесячно получать по 2500 не облагаемых налогом швейцарских франков (около 2250 евро, или чуть больше 180 тысяч рублей по нынешнему курсу), сообщает The Independent. Несовершеннолетним будут выплачивать по 625 франков.
Идея «безусловного дохода» в обмен на отказ от части социальных льгот (пособий по безработице, уходу за ребенком, субсидий за квартиру малоимущим и других, пенсия в их число не входит, это отдельная история) набирает популярность в ряде стран Запада. В Германии около 1000 евро уже выплачивают части граждан в порядке эксперимента. В Финляндии с 2017 года жители начнут ежемесячно получать сумму, эквивалентную 900 долларов (около 64 тысяч рублей) — инициативу поддержали 70% жителей страны. Похожая идея активно обсуждается в Нидерландах.
Референдум по вопросу введения безусловных выплат в Швейцарии проведут этим летом. Инициатива основана на результатах опроса, проведенного швейцарским Институтом демографии. Опрос показал:
абсолютное большинство жителей страны (98%) продолжат работать или искать работу, даже если будут иметь гарантированный доход, который обеспечивает приемлемую жизнь.
На 2250 не облагаемых налогом евро, конечно, не разгуляешься (средний доход в стране — порядка 10 000 евро в месяц, а суммарные налоги – около 30%), но и впроголодь жить точно не будешь.
Идеология «безусловного дохода» как раз и состоит в том, чтобы люди, перестав бояться остаться без гроша, смогли спокойно искать себе подходящую интересную работу, или начинать бизнес, или просто творить, а не хвататься за первую возможность заработка.
В России, которая с советских времен гордилась самопровозглашенным статусом «самого справедливого государства на Земле», где якобы все делается для «простых людей труда», список льгот и сегодня весьма обширен. Но в материальном выражении он крайне беден, а для отдельных категорий — и просто нищенский.
И нам сегодня явно не до всеобщего безусловного дохода, потому что все более условными становятся доходы бюджета. А на гарантированный доход стране сначала надо заработать,
сделав структуру своей экономики такой, чтобы этот доход гарантированно иметь, а не зависеть от нефти, газа, Турции и доллара.
В России же тем временем с 1 февраля увеличились социальные выплаты. Пенсии решено проиндексировать на 4% (среднегодовой размер страховой пенсии по старости в этом году составит 13 132 рубля — теперь это чуть больше 150 долларов). Другие социальные выплаты будут повышены на 7%.
По данным Минтруда РФ, индексация обойдется федеральному бюджету в 30 миллиардов рублей.
Государство должно индексировать выплаты на размер инфляции, но на это в казне денег уже нет. Реальная инфляция в 2015 году составила 12,9%, индексация — от 4 до 7%.
И хотя депутаты обещали, что вторая индексация пенсий может произойти летом, но как-то неуверенно – с оговорками: это «станет известно позднее и будет определяться возможностями бюджета». А его возможности пока только уменьшаются. Ранее президент РФ подписал закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам в 2016 году. В некоторых регионах льготы уже даже не пытаются монетизировать, как прежде, а просто отменяют, что вызывает протесты.
Но дело не только в финансах. Реальная монетизация льгот невозможна без ответственных граждан. Да и совсем не факт, что в случае введения «безусловного дохода» большинство россиян, в отличие от швейцарцев, согласились бы продолжать работать. По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в декабре прошлого года,
каждый второй (52%) россиянин не бросил бы работу, если бы у него было достаточно денег, чтобы не работать. Но 34% все-таки бросили бы.
В Швейцарии, напомним, лишь 2% граждан заявили, что не будут работать, если получат «безусловный доход».
К тому же для введения такого дохода страна должна быть не только достаточно богатой, но и стабильной. Швейцария 800 лет соблюдает нейтралитет, а Россия не может прожить без потрясений даже лет десять подряд. В стране, которая собирается вводить безусловный доход, должны быть низкая инфляция, предсказуемость внешней и внутренней политики, гарантии неприкосновенности частной собственности.
Это тест на зрелость отдельных людей и общества в целом. Человеку предлагается реальная альтернатива.
Ты можешь жить скромно, не голодать, но при этом ничего не делать. Или использовать «безусловный доход» лишь как страховку, реализуя свои мечты и желания.
А не заниматься часто нелюбимой работой по принуждению, «за кусок хлеба», как это происходит с абсолютным большинством людей в мире. Этот эксперимент предусматривает качественно иной уровень доверия государства к человеку и человека к государству.
В России, увы, никакой всеобщий безусловный доход пока невозможен не только физически, но и морально: это идея взрослых обществ, где люди способны отвечать за себя, а не перекладывать ответственность на власть.
Вряд ли в нашей стране с ее традициями жизни то в тотально огосударствленной экономике, то, наоборот, в лихой бизнес-вольнице с умопомрачительными по размаху финансовыми пирамидами, а главное, с неистребимым патернализмом и вечным принципом «начальству виднее» сейчас найдется достаточное количество ответственных граждан, которые были бы способны распорядиться таким «безусловным доходом».
В таких условиях подобный социальный эксперимент в России свелся бы скорее к халяве, вызвав окончательную экономическую разруху. Хотя «безусловный доход», возможно, есть самое реальное приближение к идее коммунизма, всеобщего равенства и социальной справедливости, которая была главной в идеологии советской империи.
К той самой идее, когда от каждого по способностям – каждому по потребностям.
Но если свои потребности люди, как правило, могут быстренько перечислить, со способностями всегда сложнее. Потому что в нашей жизни их часто либо не знаешь вовсе, либо не понимаешь, где и как их применить – на то нет ни условий, ни запроса…