Часть студентов трех столичных вузов — МГУ, ВШЭ и МГИМО — верят, что к 2030 году Россия «возглавит весь мир». Немало и тех, кто опасается, что наша страна к этому времени повторит печальный опыт СССР. Почему нынешние 18-летние называют себя «путинским поколением», чего стыдятся и чем гордятся в истории страны и зачем им Крым, рассказала «Газете.Ru» заведующая лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
— Вы проводили опрос в начале зимы 2014 года, то есть на пике эйфории от присоединения Крыма. И как 18–19-летние отреагировали на это событие?
— Все наши предыдущие исследования демонстрировали тотальный уровень незнания истории, особенно отечественной истории XX века. В голове большинства опрошенных студентов она фиксируется двумя событиями: война 1941–1945 годов и полет Гагарина в космос в 1961-м. Как начинаешь спрашивать про все остальное, туман в головах ужасный. Они по большому счету даже не знают, кто из лидеров страны за кем шел. В головах только самые примитивные ассоциации: Хрущев — это кукуруза и где-то там ботинком стучал, Брежнев — брови, анекдоты про застой. С Горбачевым вообще полная беда... Один студент нам рассказывал, что его родители, будучи студентами, плакали, когда Горбачев умер (долгих лет ему жизни).
— А как же перестройка, ускорение, Берлинская стена?
— Перестройку уже никто не помнит. Помнят только, что при Горбачеве случился развал Советского Союза... в какой-то пуще, про «которую еще песня есть». Что и как там было, непонятно, но, в общем, Союз распался. А потом фактически сразу начинается эра Путина. Они так себя и называют — «поколение Путина». Говорят: сколько себя помню, по телевизору показывают Путина. Год за годом проводя эти исследования, мы просто били в набат, ведь невозможно выстраивать национальную идентичность страны, когда молодое поколение ничего не знает об истории страны даже за последнюю четверть века...
Но последний опрос вдруг показал всплеск интереса к истории, правда, лишь к событиям, так или иначе связанным с Крымом. Студенты знают, когда была Крымская война, как Россия отстаивала Севастополь, как Екатерина II присоединила Крым, где князь Владимир совершил обряд Крещения, в каком году Хрущев (по словам студентов, то ли по пьяни, то ли по дури) подарил Крым Украине. Что во время распада СССР была возможность забрать Крым и сделать его территорией России, но тогда не до этого было, и полуостров ушел...
— Вы их спрашивали, откуда они знают все это?
— Бесполезно спрашивать. Не признаются. Наша молодежь любит козырять тем, что телевизор не смотрит. Обычно говорят: в интернете прочитал. Может, и так. Но фактически идет четкий и внятный проговор всего того, что было в информационном пространстве. То есть
силы, брошенные на то, чтобы рассказать историю Крыма и России, сформировать национальную и гражданскую идентичность в этом сегменте, себя оправдали, в головах многое осело.
— А свое личное мнение к самому событию присоединения Крыма студенты как-то выражают?
— В 2013 году мы впервые задали им вопрос, какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость, а какие — стыд. Два года назад они гордились (по убыванию): Великой Отечественной войной, полетом Гагарина и Отечественной войной 1812 года. Наша рабочая гипотеза заключалась в том, что Крым осовременит эту гордость, потеснив хотя бы войну с французами. Но оказались неправы. В опросе 2014 года Крым занял почетное четвертое место. Всего 10% студентов из 1,4 тыс. опрошенных сказали, что гордятся этим событием. То есть, с одной стороны, они говорят о том, что возвращение полуострова — эпохальное историческое событие для страны, а с другой — гордится этим лишь каждый десятый.
— А много ли тех, кто этого стыдится?
— Очень мало, на уровне статистической погрешности.