На сайте минздрава Забайкальского края, где возникли серьезные проблемы с выплатой зарплаты медикам, появилось объявление о сокращении на 11% числа служащих ведомства, в том числе уволен заместитель министра здравоохранения региона. Обязанности сокращенных управленцев «перераспределены между специалистами иных отделов». А сэкономленные средства, хочется верить, пойдут на погашение долгов врачам и медсестрам, которые пообещали уволиться, если зарплату им не выдадут в ближайшее время.
Новость удивительная, потому что обычно административные реформы у нас инициируется сверху и чаще всего приводят лишь к росту чиновников. В полном соответствии с известным законом Паркинсона, по которому численность персонала любой управляющей подсистемы ежегодно растет независимо от состояния этой подсистемы. Особенно это заметно в регионах, где с работой проблемы и где попасть на теплое место в государственной системе управления для многих – венец карьеры.
Известны случаи, когда за эту возможность люди платили немалые деньги.
В итоге сейчас, судя по опубликованному летом докладу Минфина, Россия опережает большинство стран по численности чиновников (108 человек на каждые 10 тыс. населения, в 2013 году было 102 человека на 10 тыс. населения). Расходы на госслужащих за последние 15 лет выросли более чем на треть. При этом по рейтингу качества государственного управления (МБРР) в 2013 году Россия занимала 120-е место среди 210 стран — мягко говоря, не самый блестящий результат.
Причем доходы чиновников растут куда быстрее, чем зарплаты полевых работников, – что позволяет им не только радоваться жизни, но и отчитываться в центр, что «средняя зарплата» в отрасли, выполняя указ президента, выросла до средней по региону. Хотя по большому счету
растет лишь пропасть между зарплатами управленцев и работников, которыми они управляют.
Так, по свежим данным Росстата, средняя зарплата российских чиновников за минувшие полгода, когда страна уже вошла в кризис, выросла на 2,5% по сравнению с первым полугодием 2014-го, составив в среднем по стране 51,9 тыс. руб. Но это усредненная температура по российской «больнице». В некоторых регионах, в том числе дотационных, к примеру в Ленинградской области, чиновники стали получать почти на 15% больше, а их средняя зарплата составила 77,3 тыс. руб.
Накопились резервы и в центре. По данным Росстата, средняя зарплата федеральных чиновников выросла за год на 4,9% и составляет сейчас 96,5 тыс. руб. Что втрое выше средней зарплаты по стране. К примеру, в МИДе она составляет более 139 тыс. руб. в месяц, в Управделами президента – свыше 109 тыс., в Конституционном суде – более 153 тыс.
А вот зарплата среднего россиянина идет обратным курсом: так, в июле 2015 года она уменьшилась на 9,2% по сравнению с прошлым годом. Что, в свою очередь, приводит к росту бедности в стране — граждан с доходами ниже прожиточного минимума Росстат в первом полугодии 2015 года насчитал уже 21,7 млн человек, это примерно 15% от общего населения страны.
Еще более красноречиво письмо врача из Магадана, приведенное в статье «Газеты.Ru»: «У нас в Магадане каждый второй — начальник, а средняя зарплата чиновников в Магаданской области в марте 2013 года составляла более 70 тыс. руб., хотя население еле концы с концами сводит... У нас на всю область 148 тыс. человек, но губернатор создал правительство Магаданской области! ...Но для чего на 148 тыс. нужна целая свора разнообразных министерств, с министрами и их свитами, огромное количество управлений с огромными штатами и огромными зарплатами? У нас работать некому, работы нет, а то, что было, благополучно развалено...»
При этом сам автор письма, врач высшей категории, со всеми северными надбавками, получает на руки меньше 10 тыс. руб. В итоге он делает закономерный вывод : «Мы не чувствуем себя гражданами России, которых государство защищает, а чувствуем себя рабами, отданными под управление чинуш, которые все делают только для своего обогащения».
Но, судя по всему,
экономический кризис и связанные с ним серьезные проблемы федерального бюджета очень скоро заставят региональные власти начать административную реформу снизу.
По сути они оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, и забастовок на местах допустить нельзя – а люди, по полгода живущие без зарплаты, склонны к протестам. С другой – денег, чтобы погасить долги, из центра уже не выпросишь и взять больше особо некуда, кроме как «оптимизировать» не только врачей с учителями, но и административный аппарат.
В народе это называется проще – «делиться надо».
Разница в доходах управленцев и рядовых сотрудников, причем практически в любой бюджетной сфере, от врачей до полицейских, сегодня слишком велика, чтобы не вызывать социального напряжения. Которое будет вырываться наружу тем чаще, чем быстрее будет снижаться уровень жизни.
И в этом смысле кризис может стать своеобразным очистительным процессом для системы управления в стране, которая сегодня явно раздута — и по штатам, и по доходам.
Или чиновники на местах умерят свои аппетиты сами, или их проредят «сверху», реагируя на забастовки. Лучше самим — больше в «живых» останется.
Так что сообщение из Забайкальского края об «оптимизации» регионального минздрава — полезный сигнал другим регионам, как не допустить социальных протестов бюджетников — опоры власти. В первую очередь тем регионам, где начинают накапливаться долги по зарплатам.