Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Неперевозимая жестокость

Зачем сажать людей в тюрьму за еду

Не прошло и месяца с момента начала уничтожения санкционной еды, как власти стали готовить почву для введения уголовной ответственности за ее ввоз в страну. Это, к сожалению, вполне вписывается в логику возникшей «гонки жестокости», когда и депутаты, и даже общественники, и, что совсем опасно, госорганы предлагают все больше карательных инициатив в самых разных сферах и по самым разным поводам.

Федеральная таможенная служба предлагает ввести уголовную ответственность за ввоз санкционных продуктов. По мнению ведомства, административной ответственности за это недостаточно.

Видимо, ФТС решила подстраховаться и снять с себя единоличную ответственность за последствия своей идеи: документ вынесен на общественное обсуждение, которое завершится 3 сентября. Недолго продлится обсуждение...

Впрочем, вряд ли мнение граждан, даже если они начнут бурно обсуждать инициативу и выскажутся против, будет принято в расчет. Как не принята в расчет негативная реакция большинства людей на сам факт уничтожения «вражеских» продуктов.

На протяжении нескольких лет законодательство в части преследования за экономические преступления старались сделать либеральнее.

В 2011 году отменили уголовную ответственность за контрабанду. Впрочем, отменили не до конца: в сентябре 2012 года правительство своим постановлением определило перечень товаров, за контрабанду которых уголовная ответственность сохранялась: спирт, драгметаллы, мясо осетровых рыб, янтарь, лесоматериалы, флора и фауна, находящиеся под угрозой исчезновения, озоноразрушающие вещества, черные и цветные металлы, пушнина, нефть и нефтепродукты.

Но в целом тренд на смягчение наказаний за экономические преступления формально продолжался, и это было не только следствием «медведевской оттепели». Не далее как 7 апреля 2015 года президент Владимир Путин по итогам Госсовета по развитию малого и среднего бизнеса поручил правительству подготовить и представить предложения «по увеличению порогового размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовного дела по преступлениям в сфере экономики».

Более того, поправками в Уголовный кодекс предполагалось расширить сферу действия статьи 76.1 «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности».

Разумеется, всегда найдутся желающие наказывать конкурентов по бизнесу с помощью «силы закона». Поэтому отдельные представители некоторых отраслей, желая создать себе бесконкурентную среду и чувствуя, куда «патриотический ветер» дует, уже предлагают сжигать на границе импортные джинсы и кроссовки модных брендов из тех же вражеских держав.

Чтобы «импортозамещать» их собственными товарами, не особо заботясь об их качестве. Все равно купят: нужно же людям что-нибудь носить.

В случае с инициативой ФТС мы имеем дело вовсе не с «бизнес-инициативой», а с подключением государства к общероссийской «гонке жестокости». Указ президента прямо предписывает уничтожать именно санкционную еду, а не опасную для здоровья или просто незаконно ввезенную. То есть формально, по логике Федеральной таможенной службы, за ввезенные товары из Белоруссии или Парагвая сажать не должны, а из Польши или США — обязаны.

В том же тренде инициатива Генпрокуратуры, создавшей «горячую линию», призывающую людей фактически доносить на продавцов санкционной еды.

Тем самым государство сознательно пробуждает в себе и в людях самые отвратительные инстинкты.

Ту же ФТС никто не заставляет выступать с такой инициативой. Ловите себе молча контрабандистов, докладывайте президенту. Но зачем превращать репрессии против еды в репрессии против людей? Генпрокуратуру никто не заставляет предлагать людям доносить друг на друга: это просто действие в русле политической линии, как ее понимают прокуроры.

Неудивительно, что в России находится все больше людей, жаждущих для других как можно более сурового наказания за любое, даже мнимое преступление. Веяние времени — арестовать, посадить, сжечь, искоренить.

Включение в гонку жестокости не только пламенных ни за что не отвечающих депутатов или отдельных групп деятельных граждан, но и государственных ведомств, делает ситуацию гораздо опаснее для каждого из нас. Дубина правосудия бьет, зачастую не различая «своих и чужих».

В этом смысле приговор нацболу Миронову — 3,5 года колонии строгого режима за распыленный баллончик на концерте Андрея Макаревича — ничуть не лучше, чем попытки сажать за ввоз санкционной еды или травить самого Макаревича за несогласие с позицией России по Украине.

Гонка жестокости не различает, кто прав, кто виноват. Поэтому многие ее активные участники сами рискуют не добраться до победного финиша. И российская история знает много тому примеров.

Путь от «сжигания еды» до «сжигания людей за еду» может оказаться пугающе коротким. Обратная дорога к нормальной жизни, напротив, — долгой и мучительной.

Новости и материалы
В Варшаве проходит акция протеста
Токаев рассказал о поступке Назарбаева, который привел к кризису в Казахстане
У побережья Севастополя убрали пятно мазута
Байден посетит Новый Орлеан, где произошел теракт
Найден неожиданный способ повысить эффективность вакцин
Мэр Рязани пригрозил уволить сотрудников после корпоратива
Бербок призвала убрать российские военные базы из Сирии
Две женщины и мужчина жестоко избили девушку за парковку самоката у подъезда в Сочи
В тюрьме Франции освободили одного из заложников
Нацбанк Украины продал рекордные $5,3 млрд
В Чернигове произошло несколько взрывов
На турецком курорте произошло землетрясение
Боец ВС РФ рассказал, что после ножевого боя устранил еще двоих солдат
Маск назвал Стармера соучастником массовых изнасилований в Британии
В Приднестровье 1,5 тысячи домов остались без отопления и горячей воды
Зеленский заявил, что после его визита неходячий военный встал на ноги
Ученые разгадали загадку смены пола у деревьев грецкого ореха
Российский тренер оценил шансы России вернуться на международную арену в 2025 году
Все новости