Каждая катастрофа такого масштаба, как крушение аэробуса в Альпах, меняет базовые представления человечества о безопасности. После терактов 2001 года в Нью-Йорке система безопасности была кардинально перестроена именно на защиту от потенциальных террористов, включая защиту от проникновения посторонних в кабину самолета. Парадоксально, но не будь этой защиты, возможно, не случилось бы и катастрофы с лоукостером «Люфтганзы»: сегодня уже известно, что вышедший на время из кабины капитан судна просто не смог попасть обратно — туда, где второй пилот, согласно основной версии, вдруг отключил автопилот и направил самолет в последний путь.
Как ни банально это звучит, главный фактор опасности – всегда человек и его душа, которая потемки.
Технократы видят выход в том, чтобы вообще отлучить человека от техники, которая стала слишком сложной для него и слишком опасной для других людей. Ну, действительно, если управлять автомобилями будут не люди, а автопилоты, которые не пьют, не колются, не превышают скорость ради кайфа и т.д., то смертность на дорогах можно снизить практически до нуля. Автоматические поезда уже несколько лет работают в метрополитенах Парижа, Копенгагена, Дубая, Мадрида, Каракаса и других городов – опять же, чтобы минимизировать пресловутый «человеческий фактор», ну и заодно сэкономить на зарплате персоналу. В московском метро подобные составы без машиниста обещают тоже скоро пустить по одной из линий.
Сразу после катастрофы с А320 эксперты стали предлагать так запрограммировать дверь кабины пилотов, чтобы ее можно было открыть с земли, и поправить «мозги» автопилота так, чтобы отключить его могли только двое пилотов, а не один. Технически сегодня возможно сделать почти все, но кто даст гарантию, что псих или фанатик не устроится диспетчером управления движения и не отключит автопилот самолета с земли. Или что систему управления движения без людей не взломает какой-нибудь хакер. Или, если это происходит в метро, не направит поезд без машиниста в стену. Или что обходчик не проверит лишний раз, хорошо ли закреплена стрелка, как это реально случилось прошлым летом в Москве – тут и полностью автоматизированный поезд никого не спасет.
Параллельный подход – разнообразные формы контроля за людьми, управляющими техникой. Если подтвердится, что у второго пилота были серьезные психиатрические (даже не психологические) проблемы, а его взяли на работу в авиакомпанию, то это, конечно, повод задуматься, не стоит ли проводить полноценное обследование пилотов почаще и потщательнее. В компаниях повышенной опасности, к которым относятся и авиаперевозчики, жизненно необходимы и обследование перед вылетом, и разговоры психологов и психиатров не только с самим пилотом, но и с его коллегами. Человек может ведь не только впасть в депрессию от несчастной любви или других проблем, но и кардинально поменять политические или религиозные взгляды, вплоть до самых радикальных.
Имеет право, конечно, но в данном случае «личные свободы» одних граждан обходятся слишком дорого другим.
По большому счету это касается не только пилотов-машинистов, но и всех тех, кто несет ответственность за жизнь и здоровье других людей.
Другое дело, что любые ограничения, которые диктуются трагедиями вроде крушения Airbus A320, должны быть приняты и одобрены всеми заинтересованными общественными группами. Чтобы забота о людях и их безопасности в итоге не оборачивалась абсурдными жестокими и дискриминирующими запретами. Поэтому на трагедию во Франции так резко отреагировали профессиональные сообщества. Ассоциации пилотов уже выступили с просьбой не спекулировать на тему психологического состояния Андреаса Лубица – причиной трагедии могли стать и другие факторы. А профсоюз гражданских летчиков Франции подал иск в суд из-за нарушения тайны следствия по делу А320 – версия о депрессии пилота автоматически бросила тень на всех летчиков. Общественное сопротивление запретам и ограничениям – такой же естественный и необходимый процесс, как и сами запреты и ограничения.
Действительно серьезные проблемы начинаются тогда, когда общество оказывается не способным ни на сопротивление, ни на какую-либо обратную связь. Как, к сожалению, это сегодня происходит в России.
Государство в лице законодательной и исполнительной власти так неистово заботится о нашей безопасности и здоровье, что зачастую переходит все рамки здравого смысла. Чтобы граждане меньше кончали жизнь самоубийством, нужно запретить рассказывать о причинах и способах суицида. Чтобы они не употребляли наркотики, было бы неплохо запретить само упоминание наркотиков. Чтобы покончить с пьянством на дороге, надо обязательно ввести нулевое промилле. И неважно, что под статью в таком случае попадают водители, выпившие квас или кефир, а из-за заботы о бессознательных россиянах в стране по факту вводится цензура.
Вместо подобных действительно грубых ограничений, может, стоило бы подумать о профессиональной компетенции государственных деятелей. Не зря сегодня набирает в сети подписи петиция о проверке одного питерского депутата «на предмет психического здоровья». Столько, сколько может натворить неадекватный политик, не может даже безумный пилот.