Владимир Путин на совещании по борьбе с кризисом напомнил, что главное в нашей ситуации — социальная стабильность. «Но добиться этой цели можно только в том случае, если будут сохранены приемлемые параметры экономики», — сказал он. За макроэкономическую стабильность отвечает министр финансов Антон Силуанов. Он заявил, что антикризисный план не предполагает роста бюджетных расходов.
Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец выразила уверенность в том, что правительство уже работает на опережение.
Казалось бы, стабильность, снижение расходов и работа на опережение плюс несколько триллионов резервов — что еще нужно, чтобы достойно пройти кризис? Есть только одна загвоздка — этого было бы достаточно, будь это «обычный» кризис, вроде тех, что случались в 1998-м и в 2008-м.
Сегодня ключевая проблема заключается не в процентах ВВП, а в противостоянии России и Запада, который, не скрывая, «наказывает» Кремль за его политику на Украине. И потому
пресловутое «дно» не только не пройдено, до его достижения еще может быть очень долго.
Запад, в общем, еще и не включал инструменты экономического давления на полную катушку. Но, судя по риторике руководства США и ЕС после событий в Мариуполе, иранский, кубинский или северокорейский сценарий для России может стать реальностью в довольно близкой перспективе.
Что ждет страну в этом случае?
Блокирование счетов и финансовых операций государственных органов, госкомпаний, предприятий целых отраслей, арест имущества. Отключение России от SWIFT — на встрече 29 января министры иностранных дел Евросоюза уже рассмотрят такую возможность.
Дальше — запрет на экспорт и импорт отдельных видов товаров и услуг, ограничения на въезд/выезд отдельных категорий граждан России и пр.
Если Запад захочет проявить принципиальность, то он сможет ограничить потребление и российских энергоносителей. У большинства развитых стран есть нефтяной резерв на три месяца, который в этом случае можно будет распечатать.
Могут еще включить неформальные рычаги финансового давления. Например, делом поддержать многомиллиардные требования по искам акционеров ЮКОСа и устроить Москве шоу «Нога 2.0» — так было в 1993 году, когда суд Люксембурга признал законность требований швейцарской компании «Нога» на $60 млн и арестовал российские активы в ряде западных банков.
А еще международные судебные инстанции могут начать удовлетворять претензии украинских властей, желающих получить компенсацию за «несправедливые» газовые контракты, аннексию Крыма, конфликт в Донбассе и пр.
Так что устроить нашей стране «веселую жизнь» Запад в состоянии. Безусловно, издержки от таких шагов будут весьма велики и для тех, кто их предпринимает, прежде всего для европейцев. Но наши потери, как экономические, так и финансовые, окажутся несопоставимо тяжелее.
Вероятность реализации такого сценария довольно высока, потому что, судя по последним событиям и риторике первых лиц, Кремль отступать на Украине не планирует.
В этом контексте одобренный президентом «антикризисный план» выглядит не очень впечатляюще, мало соответствуя остроте текущего момента.
Очевидно, что властям необходимо в сжатые сроки кардинально менять всю экономическую политику. Причем вовсе не обязательно вводить так называемый «мобилизационный сценарий», когда государство резко усиливает свою роль в экономике и фактически переходит к плановой модели.
Правительство еще может пойти по другому пути, раскрутив гайки, убрав административные барьеры для бизнеса, снизив налоги, сократив свое вмешательство в рыночные процессы, начав (хотя бы для демонстрации намерений) реформу судебной системы и т.д.
А вот поддержание «стабильности» сегодня выглядит как попытка сделать вид, что ничего особенного не происходит — с кризисами мы уже не раз справлялись, а санкции нам вообще не страшны.
«Если говорить о так называемом санкционном эффекте, то напомню, что в условиях кризиса 2008 года желающих предоставлять кредиты российским финансовым учреждениям тоже что-то я не припомню», — заявил президент, подчеркнув, что тогда Россия решала свои проблемы «исключительно собственными средствами, опираясь на наши институты развития и имеющиеся резервы, и в этом смысле мало что изменилось».
При таком подходе стране остается лишь верить в то, что Запад не включит на полную мощность санкционную машину. В противном случае последствия могут быть сравнимы с тем, что страна пережила в 90-е: затяжная рецессия, гиперинфляция, безработица и резкое падение уровня жизни. Назвать этот сценарий «стабилизационным» может только очень большой оптимист.