Патриарх не заставил себя ждать с ответом, переданным через пресс-секретаря: встрече мешают украинские греко-католики, которые не только целиком поддерживают Киев в военном конфликте, но и интригуют против Московского патриархата на пару с патриархатом Киевским. Вот и поговорили. Что же скрывается за этим заочным диалогом?
Для начала процитирую ответ папы целиком, поскольку этим не озаботилось ни одно официальное российское СМИ. Вот он: «Я сказал патриарху, что подъеду, куда ему нужно. Пусть скажет, и я приеду. Но в связи с войной у бедняги столько проблем, что встрече с папой придется подождать. Однако мы хотим увидеться, мы хотим двигаться вперед».
О проблемах патриарха, связанных с войной на Украине, Франциск знает не понаслышке. Точнее, не столько о проблемах, сколько о претензиях на этот счет в адрес Ватикана.
На прошедшем недавно в Риме Синоде католических епископов, посвященном проблемам семьи, московский гость митрополит Иларион неожиданно сменил тему и разразился страстной филиппикой против украинских греко-католиков. Те, мол, поддерживают православных «раскольников» в их борьбе против Московского патриархата. Не пора ли Ватикану обуздать своих зарвавшихся подопечных?
Демарш имел последствия. Глава униатов архиепископ Святослав Шевчук рассказал прессе, что никогда не получал такую поддержку со стороны католических епископов, как после выступления митрополита Илариона.
Скандал скандалом, но Ватикан ясно усвоил, что
на сближение между церквями в ближайшее время рассчитывать не приходится.
О чем папа и сообщил журналистам на борту самолета, заодно выразив сочувствие «бедняге» Кириллу. А тому лишь осталось повторить обвинения своего главного дипломата.
Итак, на поверку заочный диалог папы и патриарха не содержал в себе ничего нового. Но только ли в греко-католиках дело? РПЦ не впервые упоминает их в числе препятствий к нормальным отношениям с Ватиканом. Однако, если задуматься, сближению двух церквей мешают более глубокие причины.
Во время стамбульского визита папа встретился с константинопольским патриархом Варфоломеем. Их связывают теплые дружеские отношения. Недавно они виделись во время поездки Франциска в Израиль, затем папа пригласил патриарха на совместную молитву израильского и палестинского президентов в Рим.
Вот и теперь Франциск и Варфоломей обсуждали ближневосточные проблемы, сетуя, что кровавые конфликты в арабском мире привели к повальному бегству христианского населения. «Те, кто преследует христиан сегодня, не спрашивают у своих жертв, к какой церкви они принадлежат», — сказал Варфоломей. Поэтому перед лицом единой угрозы исламского экстремизма ближневосточные католики и православные все сильнее ощущают свои общие христианские корни.
Богословы вряд ли быстро решат наши тысячелетние разногласия, вторил ему папа Франциск, стремиться к христианскому единству нужно на основе личного опыта. И не обязательно это должен быть опыт страдания — совместные дела, основанные на христианской любви, ведут к той же цели.
Обняв патриарха во время богослужения, папа попросил у него благословения. И этот жест смирения, безусловно, останется в истории как символ сближения двух церквей.
Отношения между Москвой и Ватиканом имеют совершенно иной характер.
Русское православие всегда относилось к католицизму с глубоким недоверием.
И хотя последние четверть века разговоры о встрече римского понтифика и московского патриарха стали раздаваться все чаще, они не привели ни к каким результатам. Всегда на их пути вставали те или иные богословские и политические препятствия. Сейчас доминируют политические.
РПЦ изо дня в день укрепляет тесный союз с государством, обслуживая его идеологические нужды. Среди них на первый план выступает идея «Русского мира» — политической интеграции славянских народов на основе православия.
На Украине эта идея потерпела крах, вылившись в вооруженное противостояние русских и украинцев. Московский патриархат быстро теряет свое влияние на Украине и всеми силами старается предотвратить формирование там поместной церкви. Обвиняя в стремлении к этому Киевский патриархат и сочувствующих ему греко-католиков.
Но этим дело не ограничивается. Происходящее на Украине толкуется властями как заговор Запада против России. В стране раздуваются националистические настроения, и церковь изо всех сил пытается дать им идейные обоснования вроде Декларации русской идентичности.
Понятно, что в такой ситуации ни о каком сближении с католиками не может быть и речи. Напротив, в Рим засылаются гонцы, требующие от Ватикана унять зарвавшихся униатов. Вряд ли РПЦ рассчитывает как-то повлиять этим на политические расклады. Цель иная — показать Кремлю, что она не сидит сложа руки, а всеми силами участвует в борьбе России с грозным врагом. Недаром
речь митрополита Илариона на католическом Синоде вызвала ощущение, что он выступал не перед католической аудиторией в Риме, а перед собранием православных патриотов в Москве.
Тем же целям послужил и ответ патриарха Кирилла на реплику папы Франциска о перспективах встречи между ними.
Все это, без сомнения, понимают в Ватикане. И папе не остается ничего другого, как пожалеть московского патриарха, который с головой увяз в политике, далекой от церковных интересов. Но это нисколько не мешает Франциску двигаться по пути к христианскому единству вместе с Варфоломеем, который, как еще раз показала встреча в Стамбуле, полностью разделяет его надежды и чаяния.