От Оруэлла — весь советский новояз: синеблузники, на колбасе, рабфаковка, спец, извычайка, переучет, буржуйка, гражданетка. Одни только полярники обогатили советские ЗАГСы новыми именами — Дрепанальд (дрейф папанинцев на льдине), Лапанальда (лагерь папанинцев на льдине), Оюшминальд(а): «Отто Юльевич Шмидт на льдине», Лагшминальд(а): «лагерь Шмидта на льдине». И бесконечные аббревиатуры: от ружпульогонь (ружейно-пулеметный огонь) до селькора (сельский корреспондент).
Помню, проезжая в электричке по Дмитровскому направлению, я все время удивлялся: как смогли в эпоху всеобщих переименований сохранить платформе библейское имя «Марк»?
До тех пор, пока сосед по вагону не сказал, что это сокращение от «Московский авторемонтный комбинат». Потом я узнал, что платформа названа в честь немецкого промышленника и мецената Гуго Марка, но прежнее очарование не вернулось.
От Оруэлла и постоянное изменение прошлого — легендарные комдивы и старые большевики на глазах читателя превращались в наемников пяти разведок, мечтающих уничтожить нашу страну, — и это все проходило с народным одобрением и требованиями расстрела от простых людей. Потом палачами и изменниками становились славные чекисты, сажавшие бывших героев. И это тоже воспринималось как должное. «Нас Сталин ведет от победы к победе…»
От Оруэлла и перевернутая пирамида ценностей «Кто был ничем, тот станет всем». Из-за одной записи в графе «происхождение» выгонялись с работы ценнейшие специалисты — от инженеров старой закалки до бывших царских генералов, фактически и создавших Красную армию. Дети боялись писать без ошибок — это выглядело подозрительно.
Из христианства взята идея избранности. Место избранного народа заменил избранный класс и его безошибочное классовое чутье.
Семинарист Сталин строил партию, как «орден меченосцев». Со своими апостолами, святыми и мучениками. С культом мощей Ленина.
Вместо Библии — «Капитал» и «Манифест коммунистической партии». Вместо десяти заповедей — заветы Ильича. Вместо Воскресения — «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Вместо Царствия Небесного — светлое будущее всего человечества. Вместо крещения — посвящение в октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты. Крестные ходы заменили на многочисленные демонстрации. А вместо крестовых походов — обещание построить коммунизм на всей земле.
И — ветхозаветная жестокость. На словах заявляя, что сын за отца не отвечает, Сталин мстил всем близким и родственникам.
Михаил Томский — руководитель советских профсоюзов (застрелился).
Жена Томского приговорена к 10 годам (умирает в 1956 году в Сибири).
Два старших сына арестованы и расстреляны.
Младший сын получает 10 лет тюрьмы и 9 лет ссылки.
Григорий Сокольников — нарком финансов (по официальной версии, убит заключенными в Верхнеуральском политизоляторе).
Жена арестована. 18 лет она проводит в лагерях и ссылке вместе с маленькой дочерью.
Тухачевский — начальник Штаба РККА (расстрелян).
Арестованы и осуждены все члены семьи Тухачевского.
Мать Мавра Петровна — умерла в ссылке.
Жена Нина Евгеньевна — ссылка, лагерь, расстрел.
Дочь Светлана — лагерь.
Брат Николай — расстрел.
Жена брата Николая — лагерь, ссылка.
Брат Александр — расстрел.
Жена брата Александра — лагерь, ссылка.
Сестра Елизавета — лагерь, ссылка.
Муж сестры Елизаветы — расстрел.
Сестра Ольга — лагерь, ссылка.
Муж сестры Ольги — лагерь.
Сестра Мария — лагерь, ссылка.
Муж сестры Марии — расстрел.
Дочь сестры Марии — ссылка.
Сестра Софья — ссылка.
Сестра Наталья — единственная избежала репрессий, приняв фамилию Ростова.
Лев Троцкий — человек №2 в партии после Ленина (убит ледорубом).
Старший сын Троцкого умирает после операции в Париже в 1938 году при подозрительных обстоятельствах.
Другой сын Троцкого — Сергей Седов — отказывается принимать участие в политической деятельности отца. В 1936 году он арестован за попытку «отравить рабочих генераторным газом». В 1937 году расстрелян.
Жена Сергея Седова осуждена на 20 лет лагерей.
Родная сестра Троцкого расстреляна в 1941-м.
Оба ее ребенка расстреляны в 1938–1939-м.
Репрессированы даже сестра второй жены и два зятя.
И еще об одной почти забытой истории из «Крокодила».
Во время страшного голода в Поволжье, от которого погибло почти пять миллионов человек, на выручку России приходит Американская администрация помощи (ARA).
Летом 1922 года ARA кормит ежедневно 11 млн человек. И поставляет медикаментов на 8 млн долларов. В 1922 и 1923 годах ARA снабжает Россию посевным зерном. В пик активности в ARA работает 300 американских граждан и более 120 тысяч отечественных.
ARA рассылает посылки по всей стране. Стоимость посылки оплачивают европейские и американские благотворители. Продовольственная посылка состоит из 49 фунтов муки, 25 фунтов риса, 3 фунтов чая, 10 фунтов жира, 10 фунтов сахара, 20 банок сгущенного молока. Примерно 53 кг еды. Благодаря ей семья из четырех человек может прожить месяц. Всего поступило и было распределено 1 163 296 посылок АRА (десятидолларовых). А были еще и двадцатидолларовые — их поступило 41 997.
По приблизительным подсчетам, деятельность ARA спасает около 9 миллионов жизней.
Из письма Горького руководителю ARA, будущему президенту Гуверу: «Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы, и надолго останется в памяти миллионов русских… которых вы спасли от смерти».
Программа ARA была прекращена к лету 1923 года. После ее окончания советские власти обвинили организацию в шпионаже и желании наводнить Россию товарами, которые больше некуда девать.
***
Первый выпуск «Истории глазами Крокодила. ХХ век. 1922–1937» в трех томах («Люди» (признано в РФ иностранным агентом), «События», «Слова») представлен на ярмарке Non/Fiction, проходящей в ЦДХ 26–30 ноября. Остальные три выпуска появятся в феврале, мае и сентябре 2015 года, всего запланировано 12 томов. Поддержать проект можно здесь.