Агентство Bloomberg опубликовало статью о том, что в правительстве России якобы сформировалась группа людей, убеждающих Путина провозгласить радикальную либерализацию российской экономики, потому что сегодня появилась реальная угроза затяжной рецессии при отсутствии особых надежд на рост мировых цен на нефть. Статья имеет под собой основания.
В предстоящем 4 декабря ежегодном послании Федеральному собранию Путину придется что-то говорить об экономике. Объяснять нации, как она будет жить в условиях санкций, свободно падающего рубля и все более явно проникающего даже в сознание «крымского большинства» ощущения полноценного экономического кризиса.
Вероятно, одним из главных символов того, что осознание кризиса дошло до народных масс, стала ситуация с гречкой. К проверке цен на крупу в некоторых регионах, в частности в Омской области, уже подключилась прокуратура. А источник в кабинете министров вынужден был заявить ТАСС, что правительство пока не собирается открывать запасы гречки из Росрезерва, чтобы снизить цену на крупу. Между тем стоимость гречневой крупы в рознице в России к 17 ноября за полмесяца выросла на 27%.
Сегодня инвестиционная активность в стране парализована санкциями извне и экономическими порядками внутри. А без инвестиций не может быть никакого импортозамещения, если уж мы хотим гордо жить на максимальном удалении от мировой экономики, считая ее «вражеской западной».
При этом радикальный поворот на Восток тоже невозможен. Китай и другие страны Азии, судя по всему, не намерены оплачивать нынешнюю политику Россию в ущерб своим бизнес-связям с тем же Западом.
Возникает вопрос: готов ли президент решиться на экономическую либерализацию?
Ведь нарастание системных, не решаемых внутри нынешней парадигмы развития экономических проблем не только может быстро девальвировать политический триумф крымской кампании, но и физически не позволит Москве содержать Донбасс или вести войну с Западом. На это просто не будет денег.
К тому же экономический обвал, становящийся все более отчетливой и отнюдь не долгосрочной перспективой при сохранении нынешнего положения вещей, может создать и угрозу стабильности российской власти.
Радикальными шагами в политике Путин доказал, что в принципе способен на такие действия, существенно меняющие статус-кво страны в мире и сложившиеся представления о себе самом.
Более того, первый шаг к новой либеральной экономике в России уже сделан — в свободное плавание отпущен курс рубля. И этот шаг президент поддержал публично на форуме «Объединенного народного фронта».
Однако если в политике российский президент решался на радикальные поступки в понятной ему логике укрепления сильного государства, как он его понимает, то в экономике ему пришлось бы делать эти шаги в прямо противоположном направлении — в сторону ослабления роли государства и развития частной инициативы граждан, которая всячески подмораживалась в России полтора десятилетия. В сторону реальной борьбы с коррупцией и здоровой конкуренции.
В мире можно найти страны, соединяющие жесткую авторитарную власть и либеральную экономику. Пожалуй, наиболее классический пример такого сочетания — Сингапур. Но, что важно, там нет коррупции как таковой. И у этой страны нет никаких геополитических амбиций. Сингапур не империя.
В своей книге «Свобода на продажу» американский журналист Джон Кампфнер, в прошлом главный редактор журнала New Statesman, рассуждает о восьми странах (Сингапур, Китай, Россия, ОАЭ, Индия, Италия, Великобритания и США), где власть дает среднему классу личные свободы и возможность богатеть, а средний класс, в свою очередь, не вмешивается в большую политику.
Где-то правительство превратилось из представителя в опекуна, где-то самоцензура сильнее, чем сама цензура, а где-то за безопасность приходится платить собственными правами.
Нечто подобное мы наблюдали в России в первое путинское десятилетие. Но этот пакт был сначала деформирован кризисом 2008/2009 года, а потом и вовсе сметен нынешним внешнеполитическим курсом Кремля.
В недавней истории России была попытка либерализации политики без либерализации экономики (казус Горбачева). Была и попытка либерализации экономики без создания эффективных государственных институтов (казус Ельцина). Обе эти попытки в сознании россиян окончились грандиозным историческим провалом.
Тем не менее страна подошла к очередной критической развилке в своей истории.
Альтернативой радикальной либерализации экономики является мобилизация и, как следствие, неизбежный затяжной кризис. Более того, в такой ситуации вероятен и экономический крах государства, у которого могут исчезнуть ресурсы даже для покупки лояльности элит, не говоря уже о покупке лояльности населения.
Не факт, что без политической либерализации и отказа от имперских амбиций сама по себе экономическая либерализация сильно поможет России. Но мобилизационный сценарий, когда вся экономика превращена в большой военный завод, тоже вряд ли сработает.
Для этого нужно как минимум силой обуздать коррупцию, а это гарантированные массовые репрессии против госаппарата вплоть до ближнего круга президента. Что, в свою очередь, может еще больше подорвать лояльность элит власти. История с экс-министром обороны Анатолием Сердюковым показывает, что пока на такие шаги власть не готова.
Главная угроза экономической либерализации для власти, в свою очередь, состоит в том, что разбуженная инициатива масс может поменять и политические контуры страны.
Однако разрыв между политическими амбициями и экономическими возможностями России уже и так достиг угрожающих размеров: живущая на такой «растяжке» страна запросто может угодить в экономическую пропасть. Значит, рисковать и делать радикальный экономический выбор все равно придется.