Новости про «доллар 40, евро 50» не волнуют сегодня, пожалуй, лишь авторов билбордов «Есть вещи поважнее фондового рынка», хотя и их, наверное, тоже беспокоят. «Доллар будет 48, все равно его не бросим!», «Весной 2015-го валюта стала утомлять: хотят за доллар 210, за евро 350», — упражняются в творчестве блогеры.
Стагнация экономики, девальвация, минимальный рост реальных доходов населения и рост цен уже давно перешли из разряда «либеральных страшилок» в разряд реальных проблем, о которых уже открыто говорят в российском руководстве. «Гремучей и взрывоопасной» называет ситуацию министр экономики.
Если предыдущие полгода как граждане, так и окружение позволяли президенту с головой уйти в геополитику, не отвлекаясь на решение текущих внутренних проблем, то сегодня именно во внутренних делах нужны конкретные решения.
«Есть две философии, что делать в ситуации кризиса — менять политику вслед за изменениями ситуации либо настойчиво продолжать прежнюю — таргетирования инфляции, бюджетных правил и т.д.», – заявил на форуме «Россия зовет» министр экономики Алексей Улюкаев, не уточнив, правда, какой стратегии придерживается лично он.
Когда цены на нефть растут, принимать решения в логике «и нашим, и вашим», успешно сочетая интересы условных силовиков и условных либералов, легко – долгое время во многом именно на политике баланса интересов базировалась российская власть.
В условиях, когда нефть дешевеет, а санкции прижимают, все больше людей требует определенности: с кем Геракл?
И первый подвиг президента в экономике мог бы заключаться уже в том, чтобы, наконец, внести ясность в вопрос выбора дальнейшей стратегии: все-таки мобилизация экономики или повышение эффективности с проведением структурных реформ?
Последние решения по повышению налогов, «точечный» пересмотр итогов приватизации (дело «Башнефти») и депутатские угрозы нагрузить бюджет компенсациями попавшим под санкции олигархам никак не похожи на «структурные реформы» и «следование законам экономики», к которым призывают и бизнесмены, и экономисты и о чем заявил на инвестфоруме сам президент.
Судьба Германа Грефа после его неожиданного резкого для широкой публики выступления на форуме «Россия зовет!», где он раскритиковал закрытость экономики и неэффективность госпрограмм, на ближайшие недели может стать лакмусовой бумажкой для определения будущего курса страны. Зал главе Сбербанка аплодировал. Однако руководство страны высказывания Грефа еще не прокомментировало.
Если вдруг руководителя госбанка с почетом отстранят от должности, это будет означать одно: голос разума в «холодной войне» не нужен, нужна экономика согласия, мобилизации и самоизоляции.
Если же, как надеются другие, Греф по-прежнему новое будущее правительства и чуть ли не будущий премьер, значит, наше руководство прислушивается не только к изоляционистским голосам. Тем более что четкого выбора «быть с либералами или быть с патриотами» можно легко избежать. Китай в пример: можно быть в единомыслии политически и абсолютно открытыми миру экономически.
Голосование, проведенное Сбербанком во время Международного инвестиционного форума «Сочи-2014», показало, что из всех сценариев экономического развития большинство участников форума считает лучшим выбором для страны повышение эффективности. Но в том, что власти выберут именно его, уверены почти вдвое меньше респондентов. Почти столько же полагают, что экономику ждет мобилизация, рост налогов, демонтаж накопительной пенсии и ухудшение бизнес-климата.
К чему привели опора на собственные силы и так называемое ускорение тридцать лет назад, всем известно. Если в 1987–1988-м экономика СССР ценой агрессивного бюджетного стимулирования еще успела показать рост, то в 1989-м под тяжестью финансовых проблем система рухнула, похоронив под своими обломками и СССР. Именно тогда начался экономический спад, который продолжался почти десятилетие.
Проблемы в экономике неизбежно будут влиять на настроения в российских регионах, на которые сейчас сваливают все бюджетные проблемы. Значит, нужен подвиг не только по «укрощению критского быка» (так фанаты Путина трактуют присоединение Крыма), но и в экономике.
И чем быстрее будет совершен этот подвиг — тем лучше. В крайнем случае, если с реформами не выйдет, можно опять все свалить на «либералов» и вернуться к политике мобилизации.