Кабинет министров внесет в Верховную раду законопроект об отмене внеблокового статуса Украины и возобновлении курса на вступление в НАТО. По словам автора инициативы премьера Арсения Яценюка, закон запретит членство Украины в каких-либо других союзах, кроме Европейского. «Это значит, что Украине будет запрещено членство в Таможенном, Евразийском союзах и в других разного рода так называемых союзах, которые по своей сути есть не что иное, как Советский Союз имени Российской Федерации», — сказал премьер.
Яценюк обратился к Петру Порошенко с просьбой определить этот законопроект как неотложный и к парламенту — рассмотреть его немедленно. Формально Верховная рада уже распущена указом президента, но до досрочных парламентских выборов, намеченных на 26 октября, и формирования нового состава парламента продолжает исполнять свои полномочия.
То есть теоретически может принять или отклонить законопроект на экстренном заседании в любой момент.
Внеблоковый статус Украины был одобрен Радой в 2010 году, с подачи Виктора Януковича. Закон «Об основах внутренней и внешней политики» запрещает участие Украины в любых военно-политических союзах, но не дает ей однозначного права претендовать на статус нейтрального государства. В частности, четыре года назад в основных направлениях политики свергнутого в феврале президента Януковича значилось участие Украины в усовершенствовании и развитии европейской системы коллективной безопасности, продолжение конструктивного сотрудничества с НАТО и другими военно-политическими блоками по всем вопросам, которые имеют взаимный интерес.
Понятно, что тот украинский закон принимался в принципиально иную эпоху. С тех пор Украина утратила Крым, поменяла власть после многомесячного противостояния на Майдане, добилась соглашения об ассоциации с Евросоюзом. А теперь находится в состоянии затяжной кровопролитной войны в Донецкой и Луганской областях.
Хотя бы именно поэтому никаких юридических шансов на вступление Украины в НАТО сегодня нет. Устав НАТО прямо запрещает прием в альянс государства с неурегулированными территориальными проблемами.
То есть даже если представить себе, что по мановению волшебной палочки война на юго-востоке Украины завтра закончится и наступит прочный мир без взаимных претензий сторон, киевской власти пришлось бы признать Крым российским, чтобы претендовать на вступление в НАТО.
Более того, на экстренном заседании Совета национальной безопасности и обороны 28 августа украинские власти сознательно решили не вводить военное положение, поскольку страны — члены НАТО по уставу организации не могут помогать оружием не входящим в их состав государствам, находящимся в состоянии войны. Украина и так второй месяц безуспешно добивается от США статуса главного союзника Штатов вне НАТО, чтобы получить возможность попросить о поставках оружия.
У России, судя по сегодняшним заявлениям президента Путина в молодежном лагере «Селигер», тоже нет намерений сворачивать свое участие в «гуманитарно-боевой операции» на юго-востоке Украины.
Путин сравнил действия украинских силовиков с действиями фашистских войск в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной, тем самым автоматически приравняв нынешние украинские власти к фашистам. Не говоря уже о заявлении, что если бы Россия не присоединила Крым, там был бы второй Донбасс.
И совершенно очевидно, что украинский закон о курсе на сближение с Североатлантическим альянсом явно не устроит Москву.
Пока тональность заявлений европейских держав и президента США Барака Обамы после того, как президент Украины впервые прямо заявил о фактическом введении российских войск на украинскую территорию, крайне мягкая. Это не значит, что в таком же духе будет выдержано заявление экстренного саммита ЕС, намеченного на 30 августа, или что против России не придумают новых санкций.
Но в любом случае Барак Обама вряд ли лукавил, когда говорил, что военное вмешательство США в украинский конфликт исключено.
То же самое говорят и в руководстве НАТО. Гарантии безопасности стран — членов НАТО, находящихся в непосредственной близости от России, — да. Новые крупные военные базы вблизи российских границ, в Польше или в странах Балтии, — весьма вероятно. Некоторые страны — члены НАТО согласились через трастовые фонды финансировать реформирование вооруженных сил Украины в четырех сферах: логистика, контроль над управлением, киберзащита и помощь военным, включая раненых. Но прямое военное столкновение с Россией на территории Украины пока западными державами в принципе не рассматривается как реалистичный вариант.
Между тем попытка Украины узаконить возможность своего вступления в НАТО в обозримой перспективе может быть рассчитана только на внешнюю интервенцию Запада.
Сейчас задача Порошенко — продержаться минимум два месяца до выборов в Верховную раду. И он всеми способами сигнализирует Западу, что если уж после минской встречи конфликт на юго-востоке Украины стал только ожесточеннее, то вряд ли с Россией можно договориться без их военной поддержки. Украине нужно «здесь и сейчас» устоять в нынешних границах под натиском ополченцев и не скованной никакими обязательствами с партнерами по военным блокам или нормами международного права России.
Возможно, принятие закона о курсе Украины на членство в НАТО как моральный жест может иметь условный эффект для мобилизации украинской нации. Но в практическом плане это еще один шаг к эскалации войны, поставившей украинскую государственность на грань гибели, Россию — на грань полноценной международной изоляции, а Европу — на грань новой большой войны с непредсказуемой перекройкой границ.