30 марта истекает срок подачи заявок кандидатов на пост президента Украины. Все основные украинские политики, имеющие шансы на победу, согласились баллотироваться. Согласно социологическим опросам, пока лидирует бывший секретарь Совета безопасности миллиардер Петр Порошенко (работа его кондитерской фабрики Roshen в Липецке на днях была остановлена с помощью силовых структур). Но и его готовы поддержать не более 25% избирателей. Главными соперниками Порошенко могут стать экс-премьер Юлия Тимошенко, которая решила баллотироваться от своей партии «Батькивщина», и знаменитый боксер Виталий Кличко. Причем Тимошенко уже заявила, что в случае победы оставит премьер-министром Арсения Яценюка, а Виталий Кличко обещал поддержать во втором туре Петра Порошенко. Есть и другие кандидаты в президенты, у которых при естественном ходе предвыборной кампании нет шансов на победу. Причем ни одного из проходных кандидатов нельзя назвать сколько-нибудь выгодным Москве.
«Новый Янукович» в нынешнем раскладе украинских политических сил отсутствует как класс.
Но ситуация как на самой Украине, так и вокруг нее едва ли оставляет шансы на нормальную предвыборную кампанию. 27 марта активисты «Правого сектора» (организация запрещена в России) попытались штурмовать здание Верховной рады. Они добиваются отставки министра внутренних дел Арсена Авакова, обвиняя его в преднамеренном убийстве координатора «Правого сектора», одного из самых радикальных украинских националистов Александра Музычко, он же Сашко Билый. Предотвращать штурм пришлось лично и.о президента Александру Турчинову и Виталию Кличко.
Другой политической миной под украинские выборы может стать заявление — на сей раз переданное в ИТАР-ТАСС, а не сделанное вживую в Ростове-на Дону (как два предыдущих 28 февраля и 11 марта) — Виктора Януковича, который по-прежнему считает себя президентом Украины.
Янукович призвал провести вместо выборов референдум о статусе каждого региона в составе Украины. Это даже радикальнее, чем периодически озвучиваемые главой МИД России Сергеем Лавровым требования федерализации Украины.
Риторика заявления Януковича, который в силу своего нынешнего положения скорее играет роль рупора Кремля, не оставляет сомнений в отношении российских властей к будущим украинским выборам: «Как президент, который с вами мыслями и душой, призываю каждого здравомыслящего гражданина Украины: не дайте самозванцам вас использовать!» — сказано в заявлении Януковича. Он назвал «все, что происходило и происходит» на Украине «вооруженным государственным переворотом, который был совершен оппозицией на оружии террористических группировок при полной поддержке некоторых западных государств». По мнению Януковича, «логично, что протест, который разгорается на юго-востоке Украины», является естественной реакцией «густонаселенного промышленного края» на вооруженный государственный переворот.
Как показали события начала марта, протест на юго-востоке Украины действительно имеет серьезный потенциал и организовать «выход из ситуации» по крымскому сценарию там будет не так уж сложно (например, депутаты Донецкого облсовета уже приняли решение о проведении референдума о статусе региона, пусть оно и оспорено киевскими властями).
Устами Януковича российская власть посылает Украине и мировому сообществу как минимум два очевидных сигнала. Во-первых, Москва вообще не хочет выборов президента Украины 25 мая, потому как полагает, что в сегодняшних «революционных» условиях (например, бойцы «Правого сектора» планируют физически присутствовать в здании ЦИК Украины и контролировать подсчет голосов) невозможно обеспечить проведение действительно свободных выборов. Во-вторых, история с референдумом в Крыму может быть повторена на юго-востоке Украины в том случае, если Киев не пойдет на федерализацию страны и предоставление больших полномочий регионам. Показательно и то, что в заявлении Януковича нет ни слова о Крыме. Хотя как президент страны, каковым он себя по-прежнему называет, Янукович просто обязан был хоть как-то прокомментировать потерю части территории вверенного ему государства. То есть Крым — это уже, говоря дипломатическим языком, fait accompli.
Другими словами, Янукович может выступать в роли «плохого следователя», который озвучивает самый «страшный» сценарий.
При этом вероятность срыва выборов на Украине крайне велика даже чисто по внутренним причинам. Рада вынуждена принимать крайне непопулярные законы, увеличивающие тарифы на газ и коммунальные услуги для населения, поскольку таковы требования МВФ по предоставлению финансовой помощи в размере $14–18 млрд. Казна пуста, страна на грани банкротства. Силовые структуры не способны поддерживать порядок, к тому же численность милиции планируется сократить на 80 тыс. человек.
Другими словами, эскалация украинского кризиса продолжается, хотя внешне ничего экстремального вроде бы не происходит. Россия, похоже, не считает, что украинская проблема решена, и готова идти дальше, несмотря на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, большинством голосов признавшей территориальную целостность Украины и не признавшей итогов референдума в Крыму. При этом власти в Киеве сами постоянно повышают градус и предпочитают воинственную риторику. Поэтому война на территории Украины и ее дальнейший раскол по-прежнему выглядят не менее реальной перспективой, чем досрочные президентские и парламентские выборы 25 мая.