Начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов рассказал, что российских спортсменов, наиболее отличившихся на Олимпийских играх в Сочи, могут пригласить на пилотируемый запуск новой экспедиции с космодрома Байконур. «Поздравления с орбиты во время Олимпиады, если потребуется, мы сделаем. А по завершении Олимпийских игр рассмотрим предложения поощрить тех наших спортсменов, которые наиболее отличились в Сочи, поездкой на Байконур и присутствием на пилотируемом пуске», — сказал Краснов.
Попытка Роскосмоса изобрести моральное поощрение для особо отличившихся российских олимпийцев вполне органично вписывается в тренд реставрации фрагментов российского прошлого в качестве «духовных скреп» для новой России.
В рамках того же тренда президент Путин не так давно публично поддержал идею возрождения звания «Герой труда», существовавшего в СССР. Правда, без прилагательного «социалистический». В Советском Союзе вручалось (порой даже неоднократно одному и тому же человеку, рекордсменом, конечно, стал «дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев») звание «Герой социалистического труда». Его установил Сталин в разгар массовых репрессий и стахановского движения, в 1938 году. Возродить это сталинское звание предложил еще недавно достаточно популярный, а ныне практически исчезнувший из медийного пространства полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Рюрикович Холманских.
Однако есть большой вопрос: возможна ли в принципе новая эффективная система моральных поощрений в стране, где уже привыкли к материальным?
Не превратится ли это в банальную показуху вроде выноса олимпийского факела в открытый космос, где по законам физики в принципе не может гореть огонь.
Не очень понятно, зачем связывать поездку спортсменов на Байконур с их результатами в Сочи. Скорее можно было бы для поднятия боевого духа партиями или скопом свозить на Байконур всю олимпийскую сборную заранее. Тем более что космос — не только важнейшая часть советской мифологии, но и та сфера, где у России действительно были великие достижения, дающие объективный, а не искусственно раздутый пропагандой повод для национальной гордости. Или использовать тактику морального кнута и пряника: лучших российских олимпийцев по итогам Игр в Сочи — на Байконур, худших — на Колыму.
Моральные поощрения имеют смысл в тех государствах и социальных системах, где это реально повышает формальный или неформальный статус поощряемого. Где попадание на «Доску почета» или «Доску позора» реально радует или задевает человека и является каким-то критерием для оценки его места в обществе. Моральные ориентиры задаются моральными авторитетами. Теоретически космонавты могут быть таковыми, но романтическое отношение молодежи к космосу явно утрачено. Мечта стать космонавтом больше не будоражит мальчишеские умы — судя по соцопросам, им хочется стать чиновниками, попасть в крупную госкорпорацию или просто разбогатеть и «свалить» из страны.
Космонавты и спортсмены не являются ни главными героями нации, ни примером для подражания, ни национальным достоянием даже с точки зрения официальной пропаганды. Национальное достояние у нас, как известно, «Газпром». А романтические мечты подростков вполне исчерпываются нехитрым текстом песенки «Нефть» трех модных диджеев и трех резидентов «Комеди клаб»: «В Милане есть я, значит, в России есть нефть. Я люблю нефть». Ближе к концу данного произведения героиня пытается выбрать, что же она любит больше — нефть или газ. Вот примерно перед таким же тяжелым моральным выбором поставлено все юное поколение россиян, желающее преуспеть в этой жизни.
Так что сначала в России надо завести мораль и перестать считать порядочных людей неудачниками. А уже потом можно «бить» на чувства нации досками почета, возить олимпийских чемпионов на Байконур, доярок и пастухов из глубинки на ВДНХ в Москву, снимать про это романтическое кино и рассказывать населению, что духовное выше материального.
В данном случае можно воспользоваться еще одним советским штампом, правда уже горбачевских времен. Там был такой лозунг: «Начни перестройку с себя». В общем, если власть начнет эту перестройку с себя, явит нам образцы высокоморального поведения и отказа от примата низменных меркантильных ценностей, можно будет поговорить и о новой системе моральных поощрений для остального населения.