ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) представила доклад о соотношении зарплат чиновников и прочего населения. Честная работа на основе данных Росстата.
Отмечено, что зарплаты региональных чиновников на 56% превышают средний уровень зарплат по стране, а в 12 регионах чиновники вдвое богаче земляков. Меньше всего разрыв — в Москве, где зарплата регионального чиновника (64 310 руб.) лишь на 7% выше среднегородской (60 171 руб.).
Эксперты аудиторской компании не делают вроде вывода о том, что уровень зарплат чиновников губителен для бюджета. Но в тренде сегодняшнего дня такой вывод могут сделать за них власти, объявив очередную кампанию по сокращению числа служащих. Тренд таков: траты бюджета «не оптимальны», надо резать. Ревизию расходов президент поручил весной провести Минфину и Минэкономразвития. Провели. Доложили о результатах аудита и предложениях по оптимизации расходов в правительство. В сентябре ожидается оценка работы экономических ведомств и от самого президента. Кремль выдерживает паузу, пока в СМИ обсуждаются реакции на вбросы про ликвидацию материнского капитала и сокращение роста пенсий. После из-за зубчатой стены последует, видимо, рассказ про то, как будут урезонивать аппетиты ненавистных народу бюрократов, чтобы все было по справедливости. Кстати, и ФБК отмечает тенденцию к сокращению разрыва между зарплатами чиновников и прочих.
Данные Росстата и их обобщение в работе ФБК сегодня совершенно понятны и уместны в рамках подготовки Минфина к борьбе за ласковость Владимира Путина при обсуждении бюджетной программы министерства. А вот за пределами чиновничьих коридоров, в реальной жизни, их цена не так очевидна. Потому что
в реальности важна не НДФЛ-2, а настоящие доходы и расходы. Любопытно сравнить истинные доходы чиновников и прочего населения. Только не находится корректных исследований по этой теме, даже в Росстате. Зато есть подозрение, что при таком подходе чиновники у нас будут вне конкуренции не только по отношению к простому люду, но и к бизнесу.
Конечно, это те бюрократы, кто обладает правом разрешать или запрещать, карать или миловать, а не трудяги, которых часто не хватает в присутственных местах (и которых теперь, надо полагать, опять начнут сокращать).
Бойцы плоховидимого бюрократического фронта чаще покупают квартиры в элитных домах, чем бизнесмены, не говоря уже о простых матерях с их капиталами, пенсионерах со всеми прибавками и полных надежд молодых представителях среднего класса с их аккуратно изымаемыми пенсионными накоплениями. В порядке вещей, когда у градоначальника или просто у пятого помощника шестого зама начотдела какой-нибудь префектуры есть недвижимость и прочее имущество минимальной ценой, равной совокупному заработку всех носителей гордой фамилии лет за триста. Причем ответ на возникающие вопросы всегда простой, похожий на рассказы ряда физиков о возникновении Вселенной: ниоткуда и без чего-либо.
Однако нет достоверной статистики про то, кто, что и где имеет, хоть и пишутся декларации. Нет доступных корректных исследований о действительно, реально располагаемых доходах и запасах разных групп населения. Вот по матерям и пенсионерам до копейки подсчитано, во что они обходятся бюджету. А по начальникам — только самописные декларации.
А что имеем? Есть явная двойная бухгалтерия, только не в значении от Луки Пачоли, а в разговорном смысле — как утаивание ряда истинных показателей.
Интересно было бы провести такой эксперимент. Предложить начальникам, коль пришли трудные бюджетные времена, согласиться работать на благо страны за рубль в год и посмотреть, откажется ли кто-нибудь от насиженного места. Еще увлекательнее было бы без разговоров начать платить рубль в год и понаблюдать, кто из начальников и когда это заметит.
Кстати, это было бы вполне в модном духе восстановления славных традиций. Ведь еще в Киевской Руси посадники в городах и волостели в сельской местности собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы, часть собранного оставляя себе. Жалованья за службу у них не было. Это было логично. Старые князья разрубили бы надвое любого, кто заговорил бы о необходимости еще и зарплату посадникам платить.
Впрочем, в масштабах современного бюджета совокупная зарплата всех бюрократов незначительна. Во всяком случае — по сравнению с черпаемыми ими реальными доходами, источник для которых в конечном счете — та же казна. Методы известные: откаты, распилы и так далее. Потери трудно подсчитать, так как надо учитывать не только прямые денежные потери, а убытки от загубленной конкуренции, от торможения свободного предпринимательства, от завышения конечных цен для потребителей… Надо заметить, что речь — не о банальной коррупции, а о традиции платить за лояльность посажением на кормление. Опричникам тут делать нечего. Система работает, но что-то идет не так, коль бюджет трещит и власти начинают паниковать. И кажется, ясно, что не так: нет, видимо, у властей «тайной тетрадки».
В старых детективах часто описывалось, как какой-нибудь нехороший бизнесмен прятал тетрадь с настоящими подсчетами, которую искал хороший сыщик. Но в нашем случае, кажется, искать нечего, так как никаких таких записей просто нет, никто не удосужился скрупулезно подсчитать настоящие доходы и расходы.
Просто говоря, неизвестен настоящий размер платы за верность. Но без данных по этой статье расходов обессмысливаются все другие подсчеты. Недаром же в детективах плохие парни рисковали хранить секретную тетрадку: они не хотели разориться. Если такой тетрадки нет в Кремле, значит, его обитатели просто не видят полной картины, хотя тоже, наверное, не жаждут разорения.
Без этого, без четких знаний по всем статьям, можно вести долгие дебаты про бюджет и его оптимизацию, хоть будут они равно увлекательные и бессмысленные.