В России очень любят «государство». Государство у нас сакрально, оно от небесных сил, и обычным смертным не стоит лезть в дела начальства. Считается, что этот институт — палочка-выручалочка от любых проблем и невзгод. Халява и зависть — самые страшные, укоренившиеся еще с советской эпохи подсознательные стереотипы, которые позволяют выживать россиянам. Большинству, на мой скромный взгляд (без обид), до фонаря, что и как в государстве, экономике, политике. «Миску баланды» государство гарантирует, ну а на большее мы и не рассчитываем. Патернализм — страшная сила, но когда это приобретает вселенский характер, как в России, то это прямая дорога в пропасть, в бездну невозврата.
Отчасти граждане правы. Государство нас целый век приучало не высовываться, с какого перепуга мы сейчас поменяемся? Станем инициативными, ответственными, рассудительными.
Все бы ничего, но не в случае с отечественной экономикой, которая от прилагательного «государственная» уже корчится в конвульсиях, стагнирует, амортизирует последние остатки советской экономической мощи.
Государство (читай: бюрократия) за последние «стабильные» годы залезло во все более или менее привлекательные отрасли и секторы. Были созданы так называемые институты развития с многомиллиардными вливаниями из госбюджета (то есть на деньги налогоплательщиков) — госкорпорации, но никаких существенных, прорывных событий не произошло, да и не могло произойти. Порочная практика расходования бюджетных средств, контроль над которым отсутствует как таковой, привела к тому, что практически все переделы российской экономики, ну, как бы это помягче написать, встали в задумчивой позе, то есть остановились в своем развитии.
Реальным выходом из этой «стабильной» ситуации могла бы стать масштабная приватизация госактивов, но… Российская власть довольно резко отказалась от программы приватизации госкомпаний и сокращения роли правительства в экономике страны.
Напомню, что приватизация была краеугольным камнем в экономической программе экс-президента Дмитрия Медведева, но большая часть этих планов была отменена после возвращения Владимира Путина в Кремль. В результате контрольные пакеты акций таких гигантов путинской стабильности, как «Роснефть» и ВТБ, останутся в руках правительства (бюрократии).
Российские чиновники, правда, не согласны с таким положением дел. По их мнению, главной целью приватизации будет не наполнение бюджета, а развитие конкретных отраслей. Поэтому государство намерено повысить эффективность ряда предприятий, не продавая акции частным компаниям, а применяя инструменты «квазиприватизации», то есть, например, вкладывая в них часть накоплений будущих пенсионеров (прошу обратить на это внимание). Вот так!
Абсолютное большинство россиян вообще ничего не понимают в принципах этой концептуальной борьбы: что мы строим — развитую рыночную демонополизированную либеральную экономику (условное название — капитализм с массовым миноритарными акционерами) или чинушный госкапитализм с доминантой госсобственности в экономике. Это с одной стороны... С другой, нынешняя власть решила направить пенсионные накопления на свои суверенные проекты, и отвечать за это решение через 20–30 лет «слуги народа» не будут. Супер! Путинская стабильность скатывается в брежневизацию, а экономика и будущие пенсионеры — заложники этой сиюминутно-конъюнктурной политики. И основная масса соотечественников помалкивает. Ну молчите и дальше!
По Карлу Марксу, государство — частная собственность бюрократии. Россия стала страной победившего марксизма!
Распил и казнокрадство стали обыденностью. Обычные граждане не возмущаются, бизнес имеет свою паечку, ну а чиновники рады такой «стабильной» ситуации.
На этой неделе стало известно, что РЖД становятся этаким железнодорожным «Газпромом». Об этом заявил глава ФАС РФ Игорь Артемьев. По словам Артемьева, раньше РЖД сотрудничали с антимонопольщиками и правительством, предпринимая шаги по созданию конкуренции на рынках железнодорожных перевозок. Сейчас компания «все блокирует, она ни с кем не сотрудничает». И еще одна цитата из заявления главы ФАС по поводу одной из самых суверенных контор России: «Сама монополия остается типично советской монополией, в своих абсолютно советских проявлениях».
По факту все эти суверенно-вертикально интегрированные колосья (РЖД, «Газпром», «Роснефть» и т. д.) стабильности являются мощнейшими препятствиями в части поступательного развития страны. Понятно, что нацлидеру и Кo доставляет удовольствие держать руку на пульсе, но такое держание привело уже к сдерживанию, стагнации, окончательному упадку отечественной экономики.
Есть ли выход? Есть! Тотальная приватизация, неприкосновенность частной собственности, независимые суды, уход государства как хозяйствующего субъекта из экономических и финансовых процессов. Государство — регулятор и не более того!
Максимум частной инициативы, минимум государственного вмешательства — вот залог нашего будущего. Иначе совковые монополии так и будут иметь всю страну и ее граждан.
Казалось бы, ФАС (один из главных институтов государственного регулирования) заклеймила позором РЖД, фактически назвав эту госкомпанию реликтом советской эпохи, но что дальше? Ничего! Антимонопольщики и все «прогрессивное человечество», ратующее за уничтожение госкомпаний и госкорпораций, может спать спокойно. Единственный российский избиратель сделал ставку на бюрократию, а не на народ, соответственно, и бояться «распродажи» России чиновникам не стоит. Они ее уже и так приватизировали…
«Правительство является лишь слугой народа и никогда не должно замахиваться на большее», — Генри Форд в книге «Моя жизнь, мои достижения». У нас в России чиновники всегда нечто большее, чем просто временно нанятые служащие, а потому сакральны, значит, непогрешимы.
Печально, но факт: пока люди будут «любить» государство, а не страну, пока не поймут принципиальной разницы между первым и вторым, на серьезные изменения не приходится рассчитывать.
Конечно, можно рассчитывать на очередной виток кризиса в мировой экономике, но я не враг своей стране, которая после такой загогулины может вообще «не встать с колен». Все мы в одной лодке, у одних, правда, ВИП-места, у других — в общем вагоне, но идем мы не по волнам экономического развития, а вляпались по уши в органическое вещество, из которого есть достойные выходы. Сможем ли мы ими воспользоваться? Для меня это большой вопрос.
Автор — ведущий радиостанции «Серебряный Дождь».