Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мажоры против пиратов

Не только у нас, но и за рубежом артисты почти ничего не получают от интернет-трансляции своих творений

Цифровая революция, сделавшая интернет основным источником музыки, вывела на первый план проблему пиратства, которое лишает музыкантов дохода. На самом деле даже легальные интернет-сервисы приносят прибыль мейджор-лейблам, а вовсе не авторам.

В начале прошлой недели практически во всех мировых музыкальных СМИ развязалось жаркое обсуждение системы распределения прибылей от размещения записей в интернете. Поводом стал скандал: 14 июля продюсер Radiohead Найджел Годрич объявил об удалении музыки организованных им групп Atoms For Peace, Ultraista и сольного альбома Тома Йорка «The Eraser» из коллекций онлайн-сервисов Spotify и Rdio. Он обвинил их в секретных сделках с крупнейшими музыкальными лейблами, а Йорк добавил, что музыканты действительно «ни хрена не получают» за трансляцию своих песен сервисами стриминга. Представители самого популярного музыкального стриминг-сервиса Spotify ответили, что всеми способами продвигают новых артистов, заплатили правообладателям уже $500 млн и отдадут еще столько же до конца года. А теперь пытаются организовать встречу с Radiohead и надеются все уладить.

Но пока распространители музыки празднуют «золотой век» индустрии, в которой настоящие производители считают заработанные на десятках тысяч прослушиваний жалкие центы, счастливого финала ждать не приходится.

Сейчас стриминговые сервисы — это самый активно развивающийся сегмент мирового музыкального рынка.

Суть их проста: у каждого есть онлайн-библиотека с миллионами песен, которые можно находить, слушать, использовать в плейлистах и транслировать на другие сайты через код плеера. Треки не нужно покупать, можно лишь оплачивать ежемесячный доступ к прослушиванию всего каталога, избегая проблемы выбора и забыв о торрентах. Чем не надежда музыкального рынка? Вся музыка в одном месте — это удобно, быстро, дешево, легально и поэтому очень популярно. Тот же Spotify, запущенный в 2008 году в Швеции, на сегодня насчитывает 24 миллиона пользователей. Основную прибыль сервис получает от рекламы и платных подписчиков, число которых только за последний год увеличилось с 4 млн до 6 млн человек. По подсчетам evolver.fm, общий доход компании в 2011 году составлял $244 млн, в 2012-м — около $600 млн, а в этом году ожидается $1 млрд. Кроме Spotify и Rdio многомиллионная аудитория также у Deezer, Pandora, iTunes Radio, Rhapsody и других, которые работают по схожему принципу. В контексте таких цифр становится действительно интересно, сколь малая сумма отчислений артистам заставляет чувствительного Йорка материться.

Мэтт Джонсон, лидер инди-группы Hookworms, рассказал NME, что за 100 000 прослушиваний на Spotify он получил 42 фунта стерлингов. А автор одной из самых успешных пластинок этого года Джон Хопкинс удалил свою музыку из сервиса еще в ноябре 2012-го, получив чек на 8 фунтов за 90 000 прослушиваний. Сервис Pandora (у которого больше 200 млн пользователей и $274 млн дохода за 2012 год) заплатил $16 Дэвиду Лоуэри за 1,5 млн прослушиваний песни «Low» его группы Crackers. С критикой стриминг-сервисов выступал менеджер U2, участники Biffy Clyro и the Black Keys, но после высказываний Тома Йорка недовольных смехотворными гонорарами музыкантов станет больше.

Исполнительный директор Spotify Дэниэл Эк может сколько угодно убеждать артистов и журналистов в искренности своих благих намерений, радужности технологичного музыкального будущего и честности отчисляемых им 70% прибыли правообладателям.

Уже всем ясно, что эти правообладатели — большая четверка мейджор-лейблов: именно они владеют практически всей библиотекой аудиозаписей Spotify, большинством популярных звезд и хитов. Конечно, они забирают львиную долю прибыли себе, так же как и 20 лет назад. Если все диджитал-революции что-то и изменили, то только веру независимого музыканта в возможность жить на продажах свои записей. Теперь такой веры нет.

По обе стороны кордона артисты зарабатывают выступлениями, а то, что их синглы и альбомы звучат в сотнях тысяч смартфонов и компьютеров, — это уже скорее реклама и пиар.

Из России вся эта история выглядит очередной курьезной выходкой Тома Йорка, ведь ни Spotify, ни Rdio в нашей стране официально не доступны (но если очень постараться, то настроить можно), а вся музыка если не скачивается, то в лучшем случае прослушивается бесплатно. Тем не менее у нас, ровно как и за рубежом, артисты почти ничего не получают за интернет-трансляции своих творений. Вопрос лишь в том, кто душит рынок — все еще пираты или уже мейджор-лейблы.

После выхода книги «Код Дурова» и колонки Бершидского о том, почему не стоит гордиться основателем самой популярной отечественной социальной сети, многие узнали, что отсутствие Spotify в России – не что иное, как вина создателя «ВКонтакте», набравшего чуть ли не самую большую музыкальную библиотеку в мире банальным пиратством. Павла Дурова упрекали в том, что только из-за него в России нет стримингов и даже самой возможности их существования, а авторы ничего не зарабатывают на своих песнях. Но меняется законодательство, меняются владельцы «ВКонтакте», меняется стратегия лейблов — и вот уже все те же корпорации договариваются о размере своей доли с самой пиратской социальной сетью в интернете. Теперь вроде есть надежда на музыкальный легалайз, да и конкуренция в виде отечественных сервисов «Яндекс.Музыка» и Tracksflow уже появилась.

Однако последние события показывают одно: при нынешнем всевластии компаний звукозаписи, даже если за музыку будут платить миллионы людей, музыканты с этого все равно «ни хрена не получат».

Автор — главный редактор Hook Music Explorer

Новости и материалы
Полиция предупредила о риске насилия в Вашингтоне после президентских выборов
В России подорожали морковь и яйца
Холод в офисах снижает продуктивность россиян
Трамп назвал решающий для него фактор успеха на выборах
Стали известны нюансы сюжета сиквела игры Hogwarts Legacy
Налоговый вычет можно будет оформить на «Госуслугах»
Украинский пленный рассказал о приказах командования ВСУ стрелять по своим
Пять межмуниципальных маршрутов на Сахалине перестали работать
В США стали известны данные exit poll в «колеблющихся штатах»
Трамп лидирует в одном из колеблющихся штатов США
Посольство РФ ответило на обвинения во вмешательстве в американские выборы
Потепление после ледникового периода превратило Землю в шар из грязи, выяснили ученые
Трамп опередил Харрис по числу голосов выборщиков
В штабе Трампа оценили вероятность преждевременного объявления о его победе
В Милуоки из-за ошибки пересчитают около 30 тысяч бюллетеней
Журналисты выяснили степень лояльности избирателей в США к своим кандидатам
«Мстители» пришли на избирательные участки в США
Юрист рассказал, на сколько могут лишить водительских прав за скрытие номеров
Все новости