Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Разделяй и обучай

Юлий Нисневич о том, как единоначалие вредит российской высшей школе

Разделение властей может существенно помочь высшей школе, в которой и административное, и научное руководство процессом обычно осуществляет один и тот же всевластный начальник.

О том, что единоначалие в управлении делами государства чревато угрозой свободе и благополучию, люди стали задумываться очень давно, еще во времена Древнего Рима. В современном мире эта идея не только воплощена в жизнь во многих странах, но и продолжает развиваться и углубляться. Децентрализация власти стала ключевым принципом управления современным демократическим государством.

В России же вертикальное единоначалие поразило не только власть, но и все социальные институты — культуру и религию, науку и образование. Именно на образование и, в частности, на ту его часть, которую принято называть высшей школой, хочется взглянуть более пристально, хотя и остальные социальные институты заслуживают не меньшего внимания.

В постиндустриальном мире основой конкурентоспособности государства и его главным богатством становится человеческий капитал — совокупные знания и умения граждан. Определяющая роль в создании и шлифовке человеческого капитала высокой пробы принадлежит высшей школе. Сегодняшняя российская высшая школа не только не способна качественно решать такую задачу — более того, она интенсивно деградирует и разлагается. Героические усилия отдельных энтузиастов и подвижников не способны остановить этот процесс, в развитии которого немалая заслуга принадлежит именно единоначалию. Тому единоначалию, которое досталось российской высшей школе в наследство от школы советской и при котором административное руководство организацией учебного процесса и научное руководство исследованиями и методической работой осуществлял один и тот же всевластный начальник.

Следует признать, что в тех случаях, когда на такой должности оказывался настоящий ученый, обладающий еще и преподавательским, и организаторским талантом, результат мог быть блестящим и могла быть создана уникальная научная школа с учениками и последователями. Такие примеры известны, но они скорее исключение, чем правило.

Когда сегодня, как и в советское время, административная власть вместе с научным руководством попадают в одни руки заслуженного деятеля марксистско-ленинской науки и коммунистического воспитания или ему подобных номенклатурных назначенцев, то катастрофические последствия не заставляют себя ждать.

Пышным цветом расцветают административный произвол и принуждение, интриганство, фаворитизм, приспособленчество, которые влекут за собой этическое и моральное разложение профессорско-преподавательского коллектива, если он готов мириться с таким стилем руководства и молчит, что называется, «в тряпочку». Но самое страшное, что это калечит тех, кто должен составить человеческий капитал страны, стать ее будущей элитой. Молодые люди все прекрасно видят и понимают, но им просто некуда деться, так как надо получать дипломы и защищать диссертации.

Единоначалие может повлечь за собой не только принуждение к единомыслию, чреватому появлением псевдоученых интерпретаторов чужих идей и специалистов по метанаукам ни о чем и даже «крупных ученых» типа Трофима Лысенко, но и к расцвету коррупции. Причем коррупции не только в классическом для сферы образования виде — взяток административным начальникам и преподавателям за вступительные и регулярные экзамены и работы, но и в виде «околонаучной» коррупции. «Околонаучная» коррупция как извлечение неправомерной личной выгоды из псевдонаучной деятельности — это еще одно наследие советской высшей школы, хотя в те времена она не всегда носила столь выраженный денежный характер.

Представляется, что обязанность декларировать свои доходы, установленную сегодня для ректоров государственных университетов, следует распространить на всю администрацию университетов, академий и институтов, включая и администрации их факультетов. Можно предположить, что

если такие декларации станут публичными, то бушующий сегодня скандал с диссертационным плагиатом покажется легкой рябью по сравнению с той картиной «околонаучной» коррупции, о которой в «ученом мире» все знают, но вслух, как правило, не говорят.

Возможно, это приоткроет одну из причин того, почему многие, но, естественно, не все профессора и преподаватели получают зарплаты значительно меньшие, чем полицейские, дежурящие на станциях Московского метрополитена. Очень вероятно, что администрации всех уровней предстанут перед почтеннейшей публикой этаким сонмом Юлиев Цезарей, которые могут одновременно руководить и организовывать, читать разнообразные лекции и писать, в основном в соавторстве, статьи и книги, выполнять договорные и грантовые исследования, проводить консультации, возглавлять многочисленные авторские коллективы и т. д. и т. п., и за все это официально получают немалые денежные вознаграждения, в которых их должностной оклад составляет не самую большую долю.

В этой ситуации существенную помощь высшей школе может оказать классический принцип разделения властей в сочетании с системой сдержек и противовесов.

Схематично, но достаточно наглядно реализацию такого подхода можно представить на уровне базовой единицы организационной структуры университета — факультета. Подобная схема может быть использована и на уровне центральной администрации, но с учетом ее более сложной организационной специфики и административных подсистем.

В качестве «парламента», осуществляющего традиционные для этого института законодательную, представительную и контрольную функции, может выступать ученый совет факультета, избираемый на общем собрании профессорско-преподавательского состава либо в индивидуальном порядке, либо по принципу квотного представительства кафедр. Ученый совет должен возглавлять научный руководитель факультета, обладающий не только научным, но и моральным авторитетом. Он должен избираться прямым и тайным голосованием на общем собрании, желательно на конкурсной основе.

Основная задача «парламента» должна состоять в координации, именно в координации, а не во властно-принудительном управлении научно-исследовательскими и методологическими работами и обеспечении при этом плюрализма научных подходов и методологий исследований. Только при наличии такого плюрализма создается творческий климат и условия, благоприятные для получения серьезных научных результатов и создания уникальных научных школ. В ведении ученого совета должна находиться также координация деятельности научно-методологических семинаров и студенческих исследовательских лабораторий. При этом «парламент», как ему и положено, должен формировать и контролировать «правила игры» для учебного процесса и работы исполнительной власти факультета.

«Правительство» факультета представляет деканат, состоящий из декана и его заместителей. «Правительство» руководит системой факультетских административных подразделений.

Основные задачи «правительства» должны состоять в организации учебного процесса, обеспечении финансово-хозяйственной деятельности факультета, осуществлении его внешних связей, включая международные и связи с органами центральной администрации университета. В такое «правительство» целесообразным представляется приглашать молодых преподавателей и в первую очередь выпускников факультета, тем самым создавая для них лифт вертикальной мобильности и карьерного роста. При этом в качестве системы сдержек и противовесов декан и некоторые из его заместителей должны по должности входить в состав ученого совета.

В качестве своеобразной судебной власти, арбитра в спорных вопросах по поводу читаемых на факультете дисциплин и формирования учебных планов может выступать учебно-методический совет факультета. Этот совет должен возглавлять специалист по методологии преподавания, и в его состав должны входить представители кафедр и деканата. Представляется, что состав такого совета должен тем или иным образом формироваться совместно ученым советом и деканатом.

Еще одной важной сферой, в которой необходимо разделение властей в высшей школе, являются диссертационные советы. В рамках реформы, которую предлагает провести новый руководитель ВАК, целесообразным представляется запретить занимать должности председателей диссертационных советов и их заместителей должностным лицам администраций университетов, академий и институтов, включая деканаты факультетов. Действительно, уже супер-единоначалием видится ситуация, при которой, например, декан, одновременно занимающий еще несколько руководящих должностей, возглавляет и ученый совет факультета, и диссертационной совет.

Безусловно, разделение властей в российской высшей школе не является панацеей от всех ее бед. Как афористично заметил австрийский философ и социолог Карл Поппер: «Институты — как крепости: их надо хорошо спроектировать и населить». Человеческий фактор всегда остается фактором, оказывающим определяющее как позитивное, так и негативное влияние на работу даже хорошо спроектированных институтов.

И, тем не менее, формальное разделение властей может сыграть существенную роль в предотвращении единоличной узурпации власти на всех административных уровнях высшей школы, в противодействии единоначалию. Особенно тех, кто не обременен ни академической этикой, ни элементарной порядочностью, со всем букетом негативных последствий.

Автор — профессор Высшей школы экономики и Российского университета дружбы народов.

Россия выдвинула 1 условие США: американцы опешилиСмертельная трагедия в Крыму: сколько жертвПодобного не видели: Финляндию захлестнул масштабный дефицитУ Берлина нет слов: едкая фраза Медведева о ГерманииНевероятно! Что задумал Трамп по поводу ОвечкинаСуд решил судьбу грузинского наемника ХмаладзеСлетело с языка: о чем проболтался Трамп, поговорив с ЗеленскимФу! зрители увидели, что у Бузовой торчало из-под трусовВ Норвегии неожиданно передумали насчет РФМедведчук раскрыл, кто действительно управляет УкраинойВот как поступил с Макроном осмелевший ЗеленскийУкраине передали новости от ЕС, которые меняют всёШутка про лучшее «убежище» для Зеленского облетела все СМИВертолет с военными рухнул в РФ: что уже известноЛюбопытную правду о Мелании Трамп раскрыли СМИФото детей актеров с нетипичной внешностьюКрасотку расстреляли в Петербурге: что было за 2 часа до этого?«Он сумасшедший»: на Западе ужаснулись решению ЗеленскогоКиев нарушил договоренности, и вот как отреагировал ПутинТретьяк не побоялся высказать об Овечкине правду на всю РФ
Новости и материалы
СК прекратил дело о хищении денег у актера Владимира Этуша
Суд назначил разбирательство по мошенничеству с Boeing на июнь
В Газе прошла акция протеста против ХАМАС
Оскароносного палестинского режиссера выпустили на свободу после задержания Израилем
Профессор Малинен предсказал Украине превращение в провальное государство
Мирная жительница пострадала при атаке БПЛА ВСУ на Белгородскую область
Телефонные мошенники стали представляться россиянам сотрудниками «Энергосбыта»
Психолог объяснила, зачем люди балуют себя едой
Появившееся косоглазие может возникнуть из-за слезных желез, рассказала врач
Врач Лоова: появившееся косоглазие может быть признаком опухоли слезных желез
Мошенники выманили у московского бизнесмена почти 60 млн рублей
Лавров заявил о скором конце политической карьеры Зеленского
Ученые раскрыли, сколько нужно тренироваться молодым мамам после родов
В Чили произошло землетрясение
В атакованном ВСУ суджинском интернате могло находиться более 100 человек
Названы запахи, которые могут улучшить концентрацию и продуктивность
Врач Таратухин: запахи цитрусовых и пряных трав повышают продуктивность
Апелляционный суд рассмотрит жалобу на приговор телеведущей Лазаревой
В Раде заявили о ничтожной роли украинской делегации на переговорах в Эр-Рияде
На Украине завершили отопительный сезон из-за дефицита газа
Все новости