Следственный комитет России направил в Генпрокуратуру ходатайство о лишении депутата Госдумы единоросса Вадима Булавинова неприкосновенности и дачи согласия на возбуждение против него уголовного дела о злоупотреблениях во время его работы мэром Нижнего Новгорода. Ущерб от этих действий, которые датируются аж июнем 2005 года, Следственный комитет оценивает в 600 миллионов рублей. СК решил направить запрос в Генпрокуратуру после проверки, которая была проведена по итогам изучения материалов, которые ведомству предоставило местное управление ФСБ.
Если учесть, что сейчас Нижний Новгород возглавляет давний политический противник Булавинова предприниматель Олег Сорокин, а материалы СК предоставило нижегородское управление ФСБ, история напоминает политический заказ.
Но принципиально не то, кто именно стоит за этой атакой на депутата, кому она выгодна. А то, что такая атака вообще возможна. Когда власть правдами и неправдами лишала думского мандата во внесудебном порядке Геннадия Гудкова — все было понятно. Бывший вполне системный представитель партии власти перешел на сторону несистемной оппозиции, активно участвовал в уличных акциях протеста и даже был одним из их организаторов. Добровольный отказ от мандата депутата-единоросса Алексея Кнышова после скандала вокруг Гудкова тоже объясним. Кремлю нужно было показать, что она наказывает за совмещение депутатства с бизнесом не только оппозиционеров. А то, что далекий от какой-либо политики депутат Кнышов продолжает заниматься бизнесом, было хорошо известно и до его избрания в Думу — просто в тот момент власть это не интересовало, ей нужно было упаковать в списки «Единой России» всех «нужных людей».
Но Булавинов не занимается бизнесом и это не рядовой аполитичный депутат-единоросс. Он возглавляет межрегиональный координационный совет «Единой России» Приволжского федерального округа. И атака на него — прямое доказательство того, что наша власть начинает переходить в неизбежную для авторитарных режимов, в которых все давно поделено между своими и больше делить нечего, стадию самопожирания. Дальше неизбежно приходится преследовать своих, чтобы уцелеть самим и показать собственное политическое влияние.
Пытаться в начале 2013 года обвинять координатора «ЕР» в Поволжье, избранного в Думу в 2011-м году, в событиях 2005-го — это уж точно «стрельба по своим».
Начинается эпоха, когда каждый «свой» на нынешней стадии развития режима может в любой момент стать «чужим». А уж о престиже партии власти, атакуя ее не последних по статусу представителей в Госдуме, власть и вовсе не думает. Начинается процесс сведения счетов своих со своими, который, как показывает российская история, заканчивается только со сменой первого лица государства
О том, что мы имеем дело именно с новой эпохой, свидетельствует и внесенный на днях в Госдуму сенатором Анатолием Лысковым законопроект, где прописан порядок досрочного прекращения полномочий парламентариев обеих палат во внесудебном порядке. Фактически это узаконивает процедуру лишения мандата, которая была применена в прошлом году к Геннадию Гудкову и теперь может быть использована в отношении других «проштрафившихся», с точки зрения исполнительной власти, депутатов и сенаторов.
Понятно, что репрессии репрессиям рознь. Одного можно лишить депутатской неприкосновенности, другого посадить в тюрьму, третьему позволить уехать из страны, четвертого перевести из статуса первого заместителя главы кремлевской администрации и положения генерального конструктора политической системы на тихую невзрачную должность вице-премьера по инновациям. Однако общая тенденция налицо.
«Революция пожирает своих детей», сказал перед тем, как взойти на эшафот, один из лидеров Великой Французской революции Жорж Дантон.
Российская история показывает: процесс самопожирания власти может происходит безо всяких революций. Когда ставшая закрытой кастой власть все равно не в состоянии обеспечить лакомыми кусками собственности и постами всех желающих, а залог сохранения места в «обойме» — способность подсидеть и уничтожить конкурента внутри этой системы.
Тогда и начинается этот «дружественный огонь», стрельба по своим. Благо практически все представители нынешней российской власти при желании их более сильных оппонентов могут в любой момент стать фигурантами уголовных дел. Даже если за ними нет никаких прегрешений перед законом, в практике использования правоохранительных органов для сведения счетов наша власть давно поднаторела. Причем это даже не тот случай, когда «бьют своих, чтобы чужие боялись». Бояться должны как раз свои.
Так что мы еще не раз можем узнать, увидеть и услышать неожиданные новости о том, что правительство и Дума у нас, оказывается, полны казнокрадами, мздоимцами или незаконными предпринимателями. А там и до иностранных агентов недалеко.