Стрельба из травматического оружия, которую устроили гости дагестанской свадьбы, ехавшие на дорогих иномарках по Тверской, вызвала большой резонанс и новую волну антикавказских настроений в социальных сетях.
Мнения представителей власти на тему «свадебных стрелков» разошлись. Замсекретаря президиума генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил, что считает наказание – штраф в 2 тысячи рублей владельцу травматического пистолета — неоправданно мягким и создающим ощущение вседозволенности у нарушителей. Его коллега из верхней палаты парламента, член комитета Совета федерации по конституционному законодательству и правовым вопросам Михаил Капура защитил полицию, заметив, что проблема не в мягких действиях стражей порядка, а в отсутствии культуры у участников праздничного кортежа.
Представление о культуре специфично, однако не только у кавказских гостей столицы.
Ногу журналистке телеканала Russia Today Наталье Архипцевой из травматического пистолета в московском кафе прострелил бизнесмен и племянник бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергей Виролайнен. Не поделив дорогу с актером Владимиром Вдовиченковым, в него трижды выстрелил из травмата сын тогдашнего руководителя администрации Одинцовского района Московской области Глеб Кондратюк.
А если посмотреть на то, как «зажигают» русские за границей, то сразу станет очевидно, что сводить все к особенностям национальных традиций горцев было бы слишком примитивно. Упоение собственной бытовой дикостью становится какой-то особой субкультурой части россиян.
То шестеро юнцов заказали 90 бутылок элитного шампанского Crystal на 70-метровую яхту на 86 тыс. евро, после чего уплыли, не оплатив счет. То четверо других россиян в возрасте от 20 до 25 лет на дорогущих машинах — Lamborghini Murcielago, Bugatti Veyron, Mercedes McLaren и Porsche Cayenne Turbo — устроили гонки по дорогам Швейцарии, одна из машин на скорости свыше 200 км/ч врезалась в автомобиль престарелого немца.
Иностранные СМИ, не жалея красок, описывают образ жизни русских гостей на том же Лазурном берегу. И эти истории наверняка вызывают у тамошних обывателей такое же раздражение, как и рассказы о похождениях молодых людей из северокавказских республик в Москве.
О винах по цене 10 тыс. евро за бутылку, о моде арендовать дорогой спорткар с откидным верхом, чтобы прокатиться по бульвару Promenade des Anglais. О московском миллиардере, который готов был выложить 100 млн евро за перенос железнодорожной ветки подальше от его виллы. Из этого же ряда знаменитые приключения тогда еще не политика, а просто олигарха Михаила Прохорова и его девушек в Куршевеле или роскошный день рождения, устроенный волгоградским губернатором Сергеем Боженовым для компании из четырех десятков местных депутатов, их жен и подруг в знаменитом тосканском пятизвездочном Grand Hotel La Pace.
В стране, где богачи, чиновники всех мастей и силовики чувствуют себя людьми высшего сорта, стоящими над законом, желание покуражиться, естественно, распространяется по вертикали и на другие слои населения.
И это население веселится и развлекается соразмерно своим деньгам, возможностям и представлениям о прекрасном. Кто-то палит на центральной московской улице, пугая обгоняющие свадебный кортеж машины. Кто-то с ветерком катает соотечественниц на Ferrari Enzo по центральной набережной Ниццы, распугивая робких европейцев на машинах попроще. В понтах и пренебрежении интересами окружающих нет ничего специфически национального — это черта общих диких нравов сегодняшней России.