При всей своей трагичности, сугубо бытовое убийство двух жительниц Казани исчерпывающе и беспощадно высветило кромешное невежество (если не элементарную глупость) как представителей российской власти и Московской патриархии, так и их оппонентов.
До тех пор пока не выяснилось, что надпись кровью «Free Pussy Riot» была сознательно сделана убийцей в сугубо прагматических целях, РПЦ устами своих протоиереев не уставала обвинять в этом преступлении сторонников осужденных «кощунниц», предсказывая, что на этом кровопролитии они не остановятся. В противоположном лагере привычно ударились в конспирологию, утверждая, что кровавая надпись была нанесена ушлыми сотрудниками спецслужб намного позже самого убийства с тем, чтобы создать повод для массовых репрессий против оппозиции.
В личности самого преступника и в деталях его поведения как в капле воды отразилось нынешнее состояние российского общества, на глазах теряющего последние нравственные ориентиры и все больше подверженного коллективным истериям, порожденным политтехнологами Кремля или Московской патриархии.
Это отражение настолько точно, что те или иные его грани могут послужить основой для диаметрально противоположных спекуляций.
Начнем с того, что признавшийся в корыстном убийстве двух женщин Игорь Данилевский является ученым, кандидатом философских наук, словом, интеллигентом. Полпред-самородок Игорь Холманских призывал, помнится, российскую молодежь не гоняться за высшим образованием, а идти в рабочие. Думается, что случай Игоря Данилевского может послужить его высокопоставленному тезке убедительным аргументом, доказывающим врожденное коварство интеллигенции и пагубность интеллекта. Ведь простой рабочий, по пьяному делу совершивший бытовое убийство, вряд ли действовал бы столь же изобретательно, что и казанский убийца, и уж тем более не смог бы орфографически безупречно написать на английском Free Pussy Riot.
С другой же стороны, Игорь Данилевский является чадом Русской православной церкви. Более того, он бескомпромиссно осуждал кощунственный поступок тех же Pussy Riot, что говорит о его верности идеалам православия в интерпретации, скажем, того же отца Всеволода Чаплина. В этих обстоятельствах моральные страдания, которые православный интеллигент причинил своим жестоким поступком всем православным верующим, должны быть безграничными. Впрочем, гонители «кощунниц» вполне могут предположить, что его попытка напоследок все-таки очернить сторонников Pussy Riot отражала стремление Данилевского остаться в лоне нынешнего православия.
Между тем неожиданная и неприглядная развязка казанской трагедии имеет настолько назидательный характер, что, будь автор этих строк верующим человеком, он расценил бы ее как божье провидение. В любом случае она стала чувствительной, отрезвляющей, а главное, своевременной оплеухой воинствующим клерикалам, да и самой Московской патриархии, которая до этого устами своих представителей открыто поощряла создание «православных дружин», присвоивших себе на первых порах право контролировать поведение рядовых граждан, срывать с них майки с изображением «кощунниц», врываться в театры и музеи, отклоняющиеся от фарисейской морали «прожигателей жизни в рясах». Заметьте, эта истерика приобрела еще больший накал в первые дни после совершенного в Казани убийства, и бог его знает, какого градуса она могла бы достичь, если бы Игорь Данилевский оказался действительно сторонником богопротивной троицы. И только «воцерковленность» расчетливого казанского убийцы, поставившая бесноватых клерикалов в идиотское положение, вынудила их сменить пластинку и перейти к примирительному блеянию, озвученному устами председателя информационного отдела Московского патриархата Владимира Легойды. Он указал на то, что благословение на «мирные гражданские акции», данное церковью, «исключает любую ненависть, предполагая уважение и терпение к тем согражданам, кто не осознает ценности святынь». После чего призвал недоумков-«богоборцев», спиливших поклонные кресты в Архангельске и в Челябинской области, раскаяться и принять участие в их восстановлении. Правда, осталось непонятным, призывает ли господин Легойда «православных дружинников», в свою очередь, возместить пострадавшему от них оппоненту разорванную майку с изображением Pussy Riot.
Увлекшись анекдотичными перипетиями процесса над тремя «кощунницами», пассионарные фракции верующих и их оппонентов всерьез заговорили кто о новых богоборческих посягательствах на Святую Русь и на ее государственные устои, а кто о политических репрессиях 37 года и о всеобщей клерикализации Российской Федерации.
Пафос этого, с позволения сказать, дискурса тем более комичен, что вся эта говорильня не выходит за пределы московских салонов и канцелярий. В то время как самосознание подавляющей части российского общества, прочно застрявшее между Сталиным и Богородицей, традиционно ждет указания сверху, кому из этих двух кумиров следует поклоняться.
Открыто и навязчиво спекулируя на «православных традициях» России, власть уже давно приступила к фактической клерикализации нашего государства, надеясь найти в православной религии замену посконному коммунизму, который семьдесят лет играл в нашей стране роль официальной и обязательной идеологии. Помнится,
уже лет семь тому назад Владимир Путин с простодушием, непозволительным для людей его первоначальной профессии, выдал это намерение, заявив, что из 145 миллионов россиян 130 миллионов являются православными.
Очевидная абсурдность этого утверждения не требует каких-либо комментариев. Впрочем не исключено, что печально известный депутат питерского заксобрания Виталий Милонов, потребовавший недавно наделить гражданскими правами все человеческие эмбрионы, переплюнет нашего президента и предложит обращать их в православную веру с момента зачатия.
Кстати, на этом духоподъемном фоне весьма актуальным выглядит поручение президента Путина региональным омбудсменам придумать какую-нибудь формулу для еще не существующей «новой исторической общности», которую он надеется соорудить на российской территории. А почему бы не «православно-самодержавный народ»?
Но это еще не самые выразительные симптомы умоисступления, охватившего в последнее время нашу, условно говоря, элиту. Самое разнузданное воображение никогда и ни при каких обстоятельствах не смогло бы себе представить воцерковления коммуниста Зюганова, еще недавно твердо верившего в то, что любая религия есть опиум для народа. Но, как недавно выяснилось,
наследники дела Ленина – Сталина способны брать и не такие вершины: тот же Зюганов выступил против захоронения лежащей в мавзолее мумии на том основании, что она относится к категории неприкосновенных христианских мощей.
С другой стороны, эта чушь звучит из уст коммуниста-ренегата в то самое время, когда бесноватые государственники требуют проверить сочинения вождя всемирного пролетариата на экстремизм, выражая при этом уверенность в том, что все пятьдесят пять томов интеллектуального наследия В. И. Ленина будут изъяты из широкого доступа. Так же как, скажем, мультфильм «Ну, погоди!».
Одна из главных бед России заключается в том, что ни ее правители, ни ее народ никогда не корректировали свое поведение в соответствии с уроками, даже самыми жестокими, собственного прошлого. В противном случае они отдавали бы себе отчет в том, что считавшаяся незыблемой основой царской России пресловутая набожность русского народа заключалась, по сути, в привычном следовании официально утвержденным ритуалам, а посему улетучилась с того момента, как эти ритуалы были официально же отменены проклинаемыми ныне большевиками, то бишь коммунистами. Впрочем, такая судьба уготована любой церкви, которая сознательно служит государству, а не личности.
А посему нынешние упорные попытки российской власти и РПЦ возродить магическую, как им кажется, триаду «православие, самодержавие, народность» выглядят столь же пародийно, как если бы они ставили оперу «Борис Годунов» в кукольном театре…