С 1 сентября 2012 года зарплаты кремлевских чиновников резко вырастут. По неофициальной информации — в 1,5 раза, по официальной — понять весьма непросто.
Говорят, что считать чужие деньги — это зазорно. Согласен, чужие — и вправду как-то не очень хорошо. Но федеральные чиновники получают зарплату из бюджета, который формируется из чего? Правильно, из наших денег, денег налогоплательщиков. А значит, очень даже не зазорно попытаться посмотреть, что происходит с оплатой труда федеральных чиновников.
Тем более что, хоть и не афишировали власти крайне интересный указ президента РФ от 2 августа 2012 года № 1100, он прямо и непосредственно касается того, как и сколько теперь будут получать чиновники администрации президента.
Итак, указ называется «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации». Не стоит быть совсем уж наивными, слово «совершенствование» в переводе с чиновничьего языка в данном случае означает только одно — повышение оплаты труда.
Вообще у нас и так существует достаточно спорная система оплаты труда чиновников. Они ведь тоже бюджетники, как и многие работники образования, здравоохранения и т. д. Но для них всегда существовали особые условия, свой порядок индексации зарплат. То есть бюджетники-то они бюджетники, но особенные. Теперь, с подписанием упомянутого выше указа, среди этих «особенных» бюджетников впервые в новейшей российской истории выделяются совсем уж «самые особенные» — федеральные государственные гражданские служащие администрации президента Российской Федерации.
Сразу как-то вспоминаются слова тогда тоже президента Владимира Путина о чиновниках как о «надменной касте», о том, как это нехорошо и как решительно надо с этим бороться (сказано в президентском послании Федеральному собранию 25 апреля 2005 года). Интересная такая борьба получается — путем усиления этой самой кастовости.
Сегодня общий порядок оплаты труда федеральных чиновников регламентируется указом президента от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Фонд оплаты формируется за счет: должностных окладов, денежного поощрения, которое бывает ежемесячным и ежеквартальным, окладов за классный чин и дополнительных выплат. В качестве последних могут выступать: надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных заданий и т. п. Причем именно за счет этих самых допвыплат можно подтягивать зарплаты до вполне приличного уровня.
Сегодня должностной оклад у заместителя федерального министра составляет… 5650 рублей в месяц. Да-да, не дотягивает даже до прожиточного минимума (6307 рублей в месяц в целом по России в I квартале 2012 г.). Зато денежное ежемесячное поощрение уже в 10,5 раза больше. Ну а реальная среднемесячная зарплата по году у того же замминистра — под 200 тыс. рублей в месяц.
Я сейчас не берусь оценивать, много это или мало. Важно, что существующая система такова. Кстати, по рядовым должностям никакого 10-кратного и более разрыва между величиной должностных окладов и денежным поощрением не существует.
И вот эта система оплаты труда федеральных чиновников, вызывающая большие вопросы, заметим, оказалась никак не подходящей для работников администрации президента. Теперь установлено соотношение должностей чиновников в АП и военнослужащих, проходящих службу по контракту. К примеру, должность первого заместителя руководителя АП теперь приравнена к должности заместителя министра обороны, а помощник руководителя администрации — это ни много ни мало командир мотострелкового корпуса. Установлено и соотношение классных чинов федеральной госслужбы и воинских званий для работников администрации президента. Так, действительный государственный советник РФ первого класса оказался равен званию «генерал армии».
Для чего все это сделано, становится ясным после прочтения 5-го пункта указа: «Установить, что при повышении (индексации) окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям одновременно и в таком же размере повышаются месячные оклады федеральных государственных гражданских служащих». Однако понять из текста указа, какими теперь будут эти самые оклады, невозможно.
Никого не должно вводить в заблуждение, что одновременно принято решение о некотором сокращении ежемесячного денежного поощрения чиновников администрации президента. Потому что, во-первых, правительству одновременно дается поручение обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией указа. Значит, потребуются дополнительные деньги. Во-вторых, управление делами президента должно частично монетизировать льготы чиновникам. Попросту говоря, деньги, выделяемые на медицинское и санаторно-курортное обслуживание, должны быть частично перераспределены на зарплату. Вообще-то, это можно квалифицировать как нецелевое расходование средств. Указа президента для решения данного вопроса здесь явно недостаточно. Но, что называется, своя рука владыка.
Если раньше, когда кремлевские служащие были в общей системе оплаты труда федеральных чиновников, была хоть какая-то ясность, то теперь создан особый, весьма закамуфлированный механизм.
Кстати, одновременно президент в трогательной заботе о чиновниках позаботился еще и о повышении их пенсий, так как правительству поручается установить с 1 января 2013 г. средневзвешенный индекс повышения денежного содержания (который, ясное дело, существенно возрастает) для индексации пенсий за выслугу лет. Следует отметить, что сегодня для госслужащих предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения (так называемые пенсии за выслугу лет). При выходе на пенсию ее уровень для них несопоставимо больше, чем если бы пенсия назначалась им в обычном порядке (до 75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию).
Весь этот механизм повышения зарплат через приравнивание к воинским должностям и званиям выглядит достаточно вызывающе. Кстати, может, в том числе и поэтому власти сегодня столь упорствуют в резком наращивании военных расходов в ближайшие годы, одновременно планируя снижать долю федеральных расходов на образование и здравоохранение? Рост военных расходов — это и повышение оплаты труда военных, которое теперь, с подписанием настоящего указа, будет автоматически сопровождаться индексацией заработной платы чиновников АП. Ну тогда все становится ясным и понятным. Вы, оказывается, о своей зарплате заботитесь, а мы-то подумали, что об обороноспособности страны.
А вообще хотелось бы получить ответы на следующие вопросы. На каком основании «вдруг» решили, что кремлевские чиновники — это особые чиновники, заслуживающие своей, особой системы оплаты труда? Сколько же в конечном итоге денег потребуется на то, чтобы аппетиты по повышению зарплат были удовлетворены? Нет, правда, господа чиновники, «окопники» вы наши боевые. Этот вопрос интересен для налогоплательщиков, потому что вся ваша зарплата — это деньги, по существу, не ваши. Они появились в бюджете благодаря тому, что люди работают, а предприятия платят налоги. Это важно еще и потому, что, как стало известно, Минфин в процессе согласования федерального бюджета на 2013—2015 годы предлагает, к примеру, сэкономить путем изменения порядка выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет (платить будут только в том случае, если зарплата матери ниже прожиточного минимума).
Почему выбрали такое интересное время для подписания указа, который вступает в силу с 1 сентября? Уж не потому ли, что это «мертвый» отпускной сезон, когда только и можно принимать решения, которые вряд ли будут симпатичны населению страны? Почему в предвыборно-выборный период власти говорили, как они будут повышать зарплату учителям, преподавателям вузов, работникам здравоохранения, а начали с себя, любимых?
Что-то не припоминается, что были в этом ряду обещаний и обязательства в отношении кремлевских чиновников. Кстати, Минфин сегодня предлагает отложить индексацию зарплат бюджетникам аж до 2017 года, когда ее обещают мощно разово повысить.
По данным официальной статистики, среднемесячная начисленная заработная плата работников администрации президента в первом квартале 2012 года составила 95 548 рублей в месяц. В аппарате правительства, кстати, 104 280 рублей в месяц. Зарплаты, если соизмерять с дороговизной московской жизни, не запредельно высокие, но и совсем не маленькие. Понятное дело, всем хотелось бы получать больше. Чиновники, в конце концов, тоже люди. Но вряд ли стоит решать эти вопросы вот так беспардонно, не считаясь с возможной оценкой подобных решений ни населением в целом, ни теми же военнослужащими (им, как мне кажется, вряд ли понравится утвержденное приравнивание по воинским должностям и званиям), ни даже другими федеральными чиновниками, мимо которых прошло это повышение зарплат.