Россия теряет рынки вооружения ряда стран из-за изменения в них политической конъюнктуры, рассказал журналистам заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, возглавляющий российскую делегацию на выставке систем и услуг в оборонной отрасли DSA-2012 в Малайзии: «У нас сейчас серьезные потери по контрактации: Центральную Европу потеряли, Северную Африку теряем, Китай от нас уходит, Иран от нас ушел». При этом представитель «Рособоронэкспорта», являющегося госмонополистом в экспорте вооружений, заметил, что «экспорт российского оружия год от года сохраняет тенденцию роста». И в самом деле,
по итогам 2011 года Россия установила абсолютный ценовой рекорд в этой сфере, наторговав на $13,2 миллиарда. Больше валютных поступлений российской казне приносят лишь нефть и газ. Но этот рекорд, видимо, связан с прежними долгосрочными контрактами. Комардин объясняет потери рынков исключительно политическими причинами: «Известно, что рынок оружия — это в первую очередь политика».
Спорить с таким объяснением сложно. Страны Центральной Европы вступили в НАТО и, естественно, отказались от российского оружия в пользу произведенного в странах Североатлантического альянса. В государствах Северной Африки — Ливии и Египте — в результате революций сменились дружественные России авторитарные политические режимы. Против Ирана Советом Безопасности ООН введены международные санкции, которые вынуждена соблюдать Россия. На очереди неизбежная в свете событий последнего года потеря Россией еще одного крупного рынка экспорта вооружений — сирийского. Даже если режим Асада уцелеет, у него не будет финансовых и политических возможностей активно закупать российское оружие. Крупные рынки вооружений Индии и Китая Россия, правда, упускает не столько из-за политических проблем, сколько из-за низкого качества своей продукции и срыва контрактных обязательств. Но в целом именно внешняя политика России является главной причиной предстоящих экономических потерь и практически неизбежного уменьшения экспорта российских вооружений.
Траектория внешней политики России такова, что ее экономическое присутствие в мире будет неуклонно сокращаться. Это расплата за ставку на ненадежных и недемократических партнеров, а также за попытки вести торговые войны с политически неугодными режимами. Причем
речь идет не только о торговле оружием, но вообще о любых внешнеэкономических связях, а также о присутствии российских компаний на иностранных рынках в качестве владельцев и совладельцев зарубежных активов.
«Северстали» отказали в американском кредите, «Газпром» не пустили на британский рынок, «Сургутнефтегаз» лишили акций венгерской компании MОL, сочтя эту сделку попыткой воспрепятствовать строительству враждебного России газопровода Nabucco (венгерская компания — участница этого проекта).
«Газовая война» с Украиной в бытность президентом ненавистного Кремлю Виктора Ющенко в декабре 2008-го — январе 2009 года привела к тому, что без российского газа в разгар холодной зимы остались западноевропейские партнеры России. «Газпром» утратил в глазах ЕС статус надежного поставщика. Пока доля российского газа на европейском рынке не уменьшается. Но программа диверсификации топливно-энергетического комплекса и собственно поставок газа, принятая Евросоюзом, неизбежно приведет в обозримом будущем к уменьшению этой зависимости. И, соответственно, к ослаблению влияния России на Евросоюз через газовую дипломатию.
Серьезный ущерб российским компаниям наносят как торговые войны с партнерами по конъюнктурным политическим соображениям (эти войны постоянно ведутся даже с ближайшим союзником Белоруссией), так и собственно внутренняя политика России.
На днях Всемирный банк обнародовал данные исследования о том, как торгуют на внешних рынках страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). В ходе исследования выяснилось, что лишь 57% российских экспортеров сохраняют отношения с контрагентами в течение двух лет и только 22% — более 5 лет. Это худшие показатели среди стран БРИК. В Китае аналогичный показатель для двухлетнего периода выше 70%. Главной причиной низкой конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках (за исключением сырьевых, составляющих основу российского экспорта вместе с экспортом тех же вооружений) эксперты Всемирного банка назвали низкий уровень внутренней конкуренции в России.
Агрессивная и непредсказуемая внешняя политика вкупе с монопольной внутренней, завязанной на преференции близким к власти частным или государственным компаниям, вредит заявленным Россией амбициям быть крупным и влиятельным международным экономическим и политическим игроком. При нынешнем курсе это влияние будет неуклонно уменьшаться. Политика становится прямым врагом торговли. И сделки вроде соглашения «Роснефти» с Eххоn Mobil не должны вводить в заблуждение: у России просто нет технологий разработки месторождений на шельфе, а потому приходится пускать туда иностранцев.