11 марта исполняется ровно год с начала катастрофы на АЭС Фукусима-Дайчи. Девятибалльное землетрясение, а затем цунами спровоцировали наиболее масштабную ядерную катастрофу в истории Японии. Первоначально аварии был присвоен 5-й уровень по шкале ядерных происшествий (INES), однако затем оценка была повышена до 7-го уровня, который до того присваивался лишь однажды – аварии на Чернобыльской АЭС.
Спустя год из Фукусимы по-прежнему приходят страшные новости, как будто авария началась недавно. Обнаружены высокие дозы плутониевого загрязнения, существует угроза заражения пищевой продукции, радиоактивная вода вытекает в океан, а на самой АЭС предстоят сложные операции, которые могут привести к серьезным инцидентам.
Авария все еще продолжается, и вряд ли стоит ожидать преодоления этого кризиса в обозримом будущем.
В результате аварии были эвакуированы около 150 тысяч человек, и до сих пор неизвестно, смогут ли они вернуться домой. Многие эвакуированные до сих пор не получили никаких компенсаций или социальной помощи. Большинство из них уехали уже после того, как подверглись радиоактивному облучению. Если бы японское правительство с самого начала честно информировало своих граждан и остальной мир о масштабах аварии и радиационной опасности, облучения многих тысяч японцев удалось бы избежать. Согласно оценке Европейского комитета по радиационному риску, авария на АЭС «Фукусима-Дайчи» приведет к появлению около полумиллиона случаев заболевания раком в ближайшие два десятилетия. Наибольшая опасность грозит женщинам, которые были беременны в период облучения, а также маленьким детям. Согласно докладу Академии наук США, при одинаковой дозе облучения женщины на 50% чаще заболевают раком по сравнению с мужчинами.
На прошлой неделе акционеры компании Tokyo Electric Power Co (TEPCO), владеющей АЭС, подали иск против менеджмента на сумму $85 миллиардов. Сама компания просит власти оказать финансовую помощь на сумму в сотни миллиардов долларов. А правительство планирует масштабную программу по очистке от радиоактивного загрязнения, которая продлится десятилетие, и, может быть, национализацию TEPCO. Правда,
мало кто в Японии верит, что такая программа по очистке реалистична, ведь предстоит снять слой загрязненной почвы, а также вырубить леса и убрать гигантское количество обломков и мусора на территории в сотни квадратных километров.
Для осуществления этого плана нужны подготовленные специалисты. А еще нужно выстроить гигантское хранилище, куда все это «добро» предстоит свезти. И что со всем этим делать? Учитывая, что параллельно необходимо предпринимать крайне дорогостоящие усилия по ликвидации последствий землетрясения и цунами на гораздо большей территории, план и вправду выглядит трудновыполнимым.
На аварийной АЭС между тем продолжаются утечки загрязненной цезием воды в океан. Цезий-137 – радиоактивный изотоп с периодом полураспада около 30 лет, облучение которым может привести к генетическим повреждениям. Чтобы это вещество перестало представлять опасность, требуется 10 периодов полураспада. В конце прошлого года в научном журнале «Atmospheric Chemistry and Physics» были опубликованы результаты исследования, согласно которым выброс только цезия с АЭС Фукусима-1 составил 35.800 ТБк (терабеккерелей), что равно примерно 42% от чернобыльского. При этом на Японию выпало лишь около 20% от общего количества этого вещества. Оставшиеся 80% распространились по всему миру. В основном цезий попал в океан, что привело к масштабному радиоактивному загрязнению флоры и фауны. Очевидно, что к настоящему моменту количество выброшенного цезия значительно выросло, а предположить, когда выбросы прекратятся, не представляется возможным.
Для России, в частности, это означает, что, продолжая добычу рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке, мы подвергаемся высокому риску потребления радиоактивно зараженной рыбной продукции. Добавьте сюда вероятность заражения любой продукции, импортируемой из Японии, прежде всего автомобилей и запчастей.
Попытки ввоза радиоактивных автомобилей в Россию регистрировались неоднократно.
Удалось ли полностью взять под контроль ситуацию на взорвавшихся реакторах? Здесь нет однозначного ответа. Ситуация за год несколько улучшилась, однако в прошлом месяце внутри одного из аварийных блоков начала расти температура. Взрывов, к счастью, не было, но причина роста температуры так и не установлена. В 2012 году планируется удалить из трех реакторов АЭС «Фукусима-1» расплавленные активные зоны, а также переместить отработавшее ядерное топливо из бассейнов, находящихся над реакторами, в общее хранилище атомной станции. Фактически речь идет об уникальной работе, опыта которой нет нигде в мире. Малейшая неточность может привести к новым авариям с масштабными утечками радиации, а также к возникновению цепной реакции.
Последствия аварии на АЭС «Фукусима-Дайчи» еще предстоит уточнить, тем более что утечка радиации не остановлена. Однако предельно ясно, каким образом японская катастрофа повлияла на атомную промышленность.
МАГАТЭ может сколько угодно говорить о том, что развитие атомной энергетики во всем мире продолжается, однако факты – упрямая вещь. Япония заявила о постепенном отказе от использования атомной энергии. Германия остановила половину атомных реакторов в прошлом году, а последний планирует заглушить в 2022 году.
Атомная энергия заменяется возобновляемыми источниками энергии: нынешней зимой Франция, получающая около 80% электроэнергии от АЭС, испытала энергодефицит, а Германия экспортировала свою энергию французам. Решения об отказе от атомной энергии с поэтапными планами были приняты в Швейцарии и Бельгии. На референдуме Италия проголосовала против возврата к использованию атомной энергии, предложенного Сильвио Берлускони. И даже Росатом объявил об отказе от достройки пятого блока Курской АЭС в связи с тем, что это реактор «фукусимского типа».
Справедливости ради, пятый реактор Курской АЭС далеко не идентичен реакторам на кипящей воде АЭС «Фукусима-Дайчи». Однако достаточно и того, что на Курской АЭС строился РБМК, аналогичный тому, что взорвался в Чернобыле в 1986 году, вызвав наиболее крупную техногенную катастрофу в истории человечества. Впрочем, подождите радоваться тому, что руководство атомной промышленности наконец-то прислушалось к мнению экологов и независимых специалистов. В России работают 11 старых и чрезвычайно опасных РБМК под Санкт-Петербургом, Курском и Смоленском. В радиусе сотни километров от них проживают миллионы россиян.
Утверждения Росатома о том, что эти 11 реакторов соответствуют современным нормам безопасности, смехотворны.
Ни в одной развитой стране мира контролирующий орган не допустит сегодня строительства реактора без защитной оболочки. У РБМК ее нет. Даже реакторы на АЭС «Фукусима-Дайчи» по этому параметру более продвинуты, потому что были оснащены защитной оболочкой.
Крайне интересные изменения произошли в Индии и Китае, которые традиционно считаются перспективными рынками для атомной промышленности.
Многотысячные протесты населения в индийском штате Тамил-Наду заставили власти отложить ввод в эксплуатацию полностью построенной АЭС «Куданкулам», которая возведена усилиями Росатома. Вопросы о том, когда она будет введена в эксплуатацию и будет ли она работать вообще, остаются открытыми.
Вдобавок в Индии аннулировано разрешение на строительство дополнительных блоков в Тамил-Наду, а также отменен план строительства АЭС еще в одном штате. Что же касается Китая, то на прошлой неделе мировые СМИ сообщили о первом в истории случае протеста против строительства атомной станции в этой стране. Напомню, что часть территории Китая подверглась радиоактивному загрязнению с Фукусимы. В любом случае развитие китайской ситуации представляется крайне интригующим, ведь правительство даже прислушалось к протестующим.
Катастрофа на японской АЭС опровергла тезис атомной промышленности о чрезвычайно малой вероятности крупной аварии. Наиболее известный пропагандистский штамп индустрии состоит в том, что такая авария может случиться лишь раз в миллион лет. Фактически случаи расплавления активной зоны реакторов происходили в Виндскейле (Великобритания), Три Майл Айленд (США), Чернобыле (СССР) и на трех реакторах АЭС «Фукусима-1». За чуть более чем шесть десятков лет развития атомной энергетики пострадали шесть реакторов, то есть в среднем раз в десятилетие. И даже если катастрофу в Японии посчитать за одну аварию, все равно не получается миллион лет. А ведь с первого случая расплавления активной зоны реактора прошло более полувека. За это время во всем мире были истрачены десятки, а может, и сотни миллиардов долларов на совершенствование систем безопасности АЭС. Вопреки всем усилиям, создать такие системы, которые предотвратили бы новые ядерные катастрофы, не удалось. Возможно ли создание таких систем в принципе?
Пропагандисты попытались списать японскую катастрофу на случайность, которая состояла в том, что резервные генераторы АЭС оказались затоплены в результате цунами. Главный пропагандистский орган атомной промышленности в России – Институт безопасного развития атомной энергии РАН – неоднократно распространял информацию о том, что японские реакторы выдержали землетрясение. Дескать, если бы генераторы, которые могут снабжать системы безопасности АЭС энергией в автономном режиме, были бы установлены над, а не под землей, катастрофы не случилось бы, так как цунами не затопило бы генераторы. Однако эта теория была опровергнута в результате расследования, проведенного американскими журналистами еще в прошлом году. Выяснилось, что утечка радиации началась, по всей видимости, еще до прихода цунами, то есть целостность реакторов все-таки была нарушена землетрясением.
Первая годовщина аварии на АЭС «Фукусима-Дайчи» не внушает оптимизма: огромное количество пострадавших, масштабное радиоактивное загрязнение и гигантский экономический ущерб. И если объем радиоактивности пока еще не сравнялся с Чернобылем, то ущерб экономический, скорее всего, превысит результат аварии 1986 года (затраты на последствия аварии на ЧАЭС в XX веке оценивались в сумму около $500 миллиардов). Безусловно, по репутации атомной промышленности во всем мире нанесен такой удар, что вряд ли его удастся скомпенсировать в обозримом будущем. Сформировалась тенденция к отказу от атомной энергии в разных странах, включая наиболее развитые. Уничтожена вера в безопасность АЭС в развивающихся странах, где еще присутствовал технократический романтизм. Ведь если масштабная ядерная авария случилась в такой индустриально развитой стране, как Япония, это может повториться где угодно. Включая Россию с ее поражающим воображение размахом коррупции и обыденным презрением к исполнению норм и правил.
Но есть и одна хорошая новость:
отказ от атомной энергии спровоцировал более активные изыскания в области развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Согласно прошлогоднему докладу о возобновляемой энергетике, выпущенному Межправительственной группой экспертов по изменению климата, действующей при ООН, к 2050 году до 80% энергии во всем мире станет возможным получать за счет ВИЭ и энергоэффективности.
России необходимо как можно быстрее инициировать усилия по обновлению и модернизации энергетической системы в соответствии с мировыми тенденциями, чтобы не оказаться в хвосте научно-технического прогресса. Компенсировать 17% электроэнергии, вырабатываемой на АЭС России, и технически, и экономически возможно. Ведь модернизировать изношенную энергетику нам придется в любом случае. Необходимо политическое решение, которое стоило бы успеть принять, не дожидаясь повторения Фукусимы в России.
Автор – сопредседатель экологической группы «Экозащита!»