Одна из главных примет наступившего будущего — размытие границ. Не физических, конечно, тут уж государства себя защищают, но информационных. Доступная и быстрая скорость передвижения по планете плюс повсеместный интернет привели к изменениям как в коммуникационном процессе, так и в потребительском. Однако наследие прошлого не дает сделать эти процессы действительно глобальными и приводит к постоянным неудобствам.
Мы начинаем перемещаться часто, на разные расстояния, обзаводимся какими-то интересами за пределами постоянного места проживания, друзьями, делами. Интернет позволяет общаться с людьми, где бы они ни находились, работать с разными континентами, не отрываясь от стула, следить за тем, что происходит за тысячи миль от тебя. Начинать московский день с чтения The New York Times, сидя в Лондоне, быть в курсе парижских новостей — обычное дело. И внезапно после всего этого оказаться в Берлине, Тель-Авиве или Пекине — тоже.
Казалось бы, интернет стер границы, и, открывая очередной сайт, никто не задумывается, где он находится физически. Однако, как только потребности выходят дальше поиска Google и новостных сайтов, начинаются «региональные ограничения».
История появления этих ограничений понятна: в каждой стране разное законодательство, различные уровни регулирования интернет-пространства и неодинаковые проблемы. Но страдает в итоге пользователь.
В процессе активной борьбы с пиратством в рунете появилось много онлайн-кинотеатров. Так как местный контент самый дешевый, то, соответственно, грех жаловаться на количество русских фильмов, которые абсолютно легально можно посмотреть на одном из сервисов. Но это только если вы находитесь в России. Стоит пересечь границу — и попытка посмотреть какое-нибудь российское кино обернется фразой «Видео недоступно в вашей стране». Есть и обратная ситуация. Главный пример для подражания — сервис Hulu, где можно удобно смотреть американские телешоу, сериалы и фильмы — доступен только проживающим на территории Соединенных Штатов Америки. Без технических ухищрений неамериканскому пользователю не суждено насладиться достижениями прогресса.
Следующий пример, с которым сталкивалось большинство пользователей продукции Apple, — это iTunes Store.
Компания Apple, конечно, очень гордится тем, что изменила музыкальный рынок, но, увы, вся библиотека легальной музыки недоступна обладателям российских аккаунтов.
И, как бы ты ни любил Beatles, как бы ни хотел удобно, быстро и легально купить себе «Yesterday», иди куда-нибудь еще. Музыка и фильмы — понятно. Тут связываться с правообладателями себе дороже, но на аудиовизуальном контенте история не заканчивается.
Мир приложений для мобильных устройств как на базе iOS, так и на базе Android большой и красочный. Однако и тут: шаг вправо, шаг влево — попытка бегства. Если вы обладатель неамериканского аккаунта, то мимо вас проходит масса интересных и полезных программ. Чем руководствуются издатели, выбирая для распространения своего приложения одну конкретную страну, остается загадкой. Но доходит до смешного. Из последнего — приложение сети ресторанов Wagamama. Позволяет найти ближайший ресторан в Лондоне. Если вдруг вам не повезло и аккаунт у вас не английский — ищите рестораны по карте. Или в Google. Или у прохожих спрашивайте.
Похожая история происходила с газетой The Daily Руперта Мердока. Дорогущее приложение наделало много шума в медиасреде. Всем было интересно, что сделал Мердок. Возможно, часть из интересовавшихся готовы были заплатить требуемую сумму и стать постоянными читателями. Но и тут не повезло обладателям аккаунтов других стран. Справедливости ради, прошло чуть больше полугода, как The Daily исправилась и стала доступна во всех странах. Правда, желающих ее читать, а тем более платить, к этому времени стало сильно меньше.
Подобных примеров много в жизни каждого, чьи интересы распространяются за пределы страны проживания. Кто-то не смог любимую книгу купить, даже в электронном виде, кто-то — попасть на любимый сайт, кто-то использует VPN-сервисы, позволяющие выходить в интернет как бы из другой станы, кто-то просто плюнул и забыл. Но проблема осталась.
Казалось бы, для России, где заграничные паспорта есть у 15% населения, данная проблема не актуальна, и спрос на удаление каких-либо региональных ограничений и того меньше. Однако мир меняется. Рано или поздно придется менять и законодательство, ибо и с местом жительства, и с местом потребления цифровой информации разобраться будет очень сложно.