Буквально каждый день приходят новости, которым не так-то просто дать оценку: то ли дело идет о невинном пустяке, то ли о социально-политической метафоре? То ли нужно плюнуть, растереть и забыть, то ли – увидеть в произошедшем политический или экономический, социальный или национальный, религиозный или какой-то еще символ нездоровья общества?
Сейчас, после жуткого террористического акта в Норвегии, после беспорядков в Великобритании, и эксперты, и обыватели в очередной раз мучительно пытаются понять: что делать, откуда берется напасть? Что поднимает толпы людей на разрушительную деятельность? Какую психологическую травму получили в свое время фанатики?
В сентябре 2005 года публикация карикатур Курта Вестергаарда на пророка Мухаммеда в европейской прессе привела к массовым акциям протеста по всему миру. Тогда демонстрации, нередко заканчивавшиеся беспорядками, продолжались больше месяца (и периодически вспыхивали снова в течение нескольких лет). В результате в мирное (!?) время погибли около 100 человек. За что? За веру? Несколько редакторов, опубликовавших карикатуры, были отстранены от должности, а попавший под горячую руку белорусских властей выпускающий редактор газеты «Згода» получил даже три года колонии.
Однако датский суд оправдал издателей газеты Jyllands-Posten, опубликовавших те самые 12 карикатур. Судья подумал и решил, что они не являются оскорбительными, а их публикация не была нацелена на унижение религиозных чувств мусульман. Потом и парижский суд не нашел ничего плохого в той публикации. И генпрокурор Йемена отменил приговор редактору газеты Al-Rai Al-Aam за перепечатку карикатур…
Нашлись, конечно, и недовольные. Так, лидер «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) в Ираке Абу Омар аль-Багдади заявил, что Швеция должна извиниться, а иначе пострадают шведские компании, такие как Ericsson, Scania, Volvo, IKEA и Electrolux. В Иране датскому послу вручили «карикатурную» ноту протеста, а датская полиция арестовала пятерых мусульман, готовивших покушение на художника, чьи творения им, очевидно, очень не понравились. Казалось бы, в конце концов, не только каждая нация имеет право на своих негодяев, но и каждая конфессия. Но газеты по всему миру после известия об аресте вновь перепечатали карикатуры. То ли защита свободы печати, то ли месть? Кому?
Какие больные проблемы общества обнажают реакция на карикатуру, удар пяткой, аплодисменты, турникет или заморский фрукт?
Вот футболист сборной Объединенных Арабских Эмиратов Тейяб Авана во время товарищеского матча с Ливаном забил гол с пенальти ударом пяткой. Казалось бы, ну и что? Однако это было расценено как неуважение к сопернику, чуть ли не удар по национальному самосознанию, поскольку счет стал 6:2. Аван получил желтую карточку, а главный тренер сборной его тут же заменил. Представляю, как изумился бы Эдуард Стрельцов, узнав, что удар пяткой – это сродни нанесению оскорбления… Да и какой финт, ставящий противника в неловкое положение, не оскорбление?
Матч 17 июля завершился победой аравийцев со счетом 7:2. Не стоило ли наказать заодно еще и того футболиста, который забил седьмой гол? Это же форменное издевательство! С какого счета можно начинать наказывать за неуважение к сопернику?
Анекдот брежневских времен: «Человек на Красной площади раздает листовки. Кэгэбэшники его поймали, листовки отобрали, смотрят, а там нет текста — бумажки чистые: «И что вы этим хотели сказать?» Ответ: «А чего говорить? И так все ясно…» Аналогичный случай произошел в Минске 29 июня, где прошла несанкционированная акция протеста против политики властей: люди молча шли по улицам города и аплодировали. Никаких разъяснений, никаких лозунгов. Всем все и так ясно.
В МВД Белоруссии сообщили: участники акции мешали проходу пешеходов по тротуарам, шумели, привлекали внимание прохожих хлопками в ладоши и толкали сотрудников органов правопорядка. По традиции 130 участников «молчаливой» акции протеста судили не за участие в несанкционированной демонстрации, а за нецензурную брань в адрес милиционеров. Такое отношение к аплодисментам, переходящим в овацию, привело к тому, что и самую верноподданническую лояльность тоже нельзя стало выразить!
Нельзя молчать. И говорить нельзя. Нельзя аплодировать, и не аплодировать нельзя. Ситуация, однако. Как следствие, празднование Дня независимости Белоруссии прошло в необычных условиях: речь Лукашенко собравшиеся слушали в гробовой тишине, а тех, кто пытался похлопать лидеру, задерживала милиция. Оруэлл отдыхает…
Власти думали недолго и решили идти по скользкому запретительному пути до конца: правительство внесло на рассмотрение парламента проект изменений в закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Предложено приравнять к пикетам совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте и установленное время для совершения заранее определенного действия или бездействия, в том числе организованное через интернет или иные информационные сети для публичного выражения общественно-политических настроений или протеста. Остряки немедленно вспомнили выражение «больше трех не собираться».
Вот и предложения о том, «как нам обустроить ЕГЭ» на самом деле призваны сохранить его любой ценой: виноваты все, кроме авторов сего творения. Что будет противопоставлено тому ученику, который, например, попытается пронести мобильник и воспользоваться им, и педагогу , чтобы не подтасовал результаты и не решал задания за выпускников? Предлагается обеспечить видеозапись всех процедур ЕГЭ, организовать видеотрансляцию на сайтах региональных департаментов образования, установить в ППЭ «глушилки» сигнала сотовой сети… А еще включить в Уголовный кодекс РФ ряд составов преступлений в сфере ЕГЭ (!), связанных с нарушениями организации и сдачи экзамена. Ну куда же в нашей-то стране без Уголовного кодекса… «В сфере ЕГЭ»?! Сколько раз каждого из нас за списывание и шпаргалки могли бы посадить в жесткие советские времена? Теперь, глядишь, эта либеральная промашка будет исправлена.
В трагический для нашей страны день 22 июня во время матча в Самаре между местными «Крыльями Советов» и махачкалинским «Анжи» в бразильца Роберто Карлоса с трибуны был брошен банан… Бедный фрукт теперь стал символом расизма. Бананометание обсуждали все кому не лень. И не один день.
Позже Российский футбольный союз принял поправки в дисциплинарный регламент: в будущем за подобный инцидент клуб будет наказан игрой без болельщиков или на нейтральном поле. Пока же самарский клуб был оштрафован на 100 тысяч рублей «за расистскую выходку» и еще на 200 «за необеспечение порядка» во время проведения встречи. Такое административное рвение не осталось без последствий иного рода: перед матчем 18-го тура чемпионата ФНЛ между московским и владимирским «Торпедо» у всех зрителей, проходящих на трибуны стадиона, отбирали бананы (т. е. грабили!). Кому хочется нарваться на новые санкции ретивых чиновников?
Тем временем правила поведения болельщиков на стадионах, которые готовят совместно Российский футбольный союз (РФС) и Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ), будут, говорят, содержать перечень запрещенных к изображению на баннерах символов. Видимо, они думают, что он может быть исчерпывающим? Еще немного усилий — и жизнь наладится…
Радостная новость для москвичей: с 2011 года на московских маршрутах из салонов автобусов, троллейбусов и трамваев электронных контролеров уберут – демонтируют-таки турникеты. Правительство Москвы рассчитывает, что демонтаж автоматизированной системы контроля пассажиров (АСКП) поможет решить проблему с пробками. Т. е. на деньги налогоплательщика для него же создали проблему, а потом опять-таки за его деньги эту проблему начали решать.
Турникеты в московском общественном транспорте начали размещать в 2001 году. Целью внедрения было обозначено «повышение комфортабельности транспорта путем увеличения доходов от продажи проездных билетов». Ну и как вам комфорт от «увеличения доходов»?
Прошли 10 лет повального комфорта: транспорт стоит на остановках больше, чем в пробках, люди вползают в него в час пик чуть ли не по полчаса, на конечных — революционная обстановка, с тележкой войти просто невозможно, а с цветами или тортиком – как получится… Речь, естественно, идет о людях молодых и здоровых… Возникают заторы на оживленных улицах, в час пик на остановках выстраиваются гигантские очереди, люди мокнут под дождем. А «зайцы» пролезают под палкой турникета, проходят в салон, нескромно прижавшись к впереди идущему пассажиру, вскакивают в двери, предназначенные для выхода, внаглую заходят, припозднившись, крепкой компанией – что с нами, водитель, сделаешь?
При введении системы турникетов, как и во многих других случаях, считали деньги, напрочь забыв про уважение к личности человека. Не вспомнили про него и теперь, когда решается высокая задача ликвидировать транспортные пробки. Но ведь дети дошкольного возраста по закону имеют право на бесплатный проезд, а на их пути взрослыми был водружен турникет. Так
в нежном младенчестве они получили сразу два наглядных урока: во-первых, в нашей стране нет такого запрета, который нельзя было бы обойти, а во-вторых, чтобы реализовать свое законное право, нужно встать на карачки и проползти под палкой.
«Жить захочешь – не так раскорячишься» – как было сказано в «Особенностях национальной охоты» про несчастную корову, которую перевозили в бомболюке…
Так не воспитывается гражданин страны: маленький человек, поставленный на колени, рискует вырасти особью, которая не задумываясь отдаст не только банан – она «што-хош-отдаст», поскольку уже смирилась с презумпцией собственной виновности. Ее же потом будут судить и за шпаргалки, хотя обходить установленные запреты 10 лет учили те, кто взял на себя право теперь судить.
Как себя вести в той или иной ситуации, как ее оценивать, каждый решает сам. Может быть, права русская поговорка, и «на обиженных воду возят»? Или все-таки «око за око»? Говорят, датский карикатурист продает оригиналы шаржей на Мухаммеда: некий арабский шейх дает 50 тысяч фунтов стерлингов за антиисламские карикатуры. А на официальном сайте «Анжи» была опубликована телеграмма из Петербурга, в которой в том числе говорилось: «Прошу передать телеграмму капитану команды Роберту Карлосу. Дорогой Роберто, мы любим вас! Приезжайте отдохнуть в деревню. Свежее молоко, сметана, русский борщ, котлеты. Угостим».
Каждый вправе решать, с чем имеет дело в каждом конкретном случае — идиотизмом современной жизни или абсурдными действиями властей… Эпизод это, случайное событие или знак, символ… Символ социального неблагополучия, национальной напряженности, несвободы. А так… все как всегда… Мелочи жизни.