Глядя на статистику и рейтинги западных телеканалов и телепрограмм, на вполне нормальное отношение к телевизору среди среднего класса, можно прийти к выводу, что угроза российскому телевидению лежит не в технологической, а в идеологической плоскости. Несмотря на наступающий на пятки телевизионщикам интернет, Опра Уинфри успешно запустила в Америке телеканал имени себя. Несмотря ни на что, BBC занимает лидирующие позиции среди телеканалов Великобритании. На Западе смотреть телевизор — абсолютно нормальное дело, хотя интернет есть в каждом доме. Борьба за зрителя идет в точке контента, а не его дистрибуции.
Игровые приставки и медиаплееры дали второе дыхание российским телевизорам в домах. Как устройствам.
В России говорить, что ты смотришь телевизор и разбираешься в программной сетке телеканалов, давно неприлично. Об этом даже скучно рассуждать.
Но желание потреблять телевизионный продукт никуда не делось. И ниши, которые уверенно пропускает федеральное телевидение, куда не ходят кабельные каналы, остались, и теперь их занимают другие люди. Совсем не телевизионщики.
Телеканал «Дождь», хит уходящего сезона, безусловно, продемонстрировал, что можно создать другое телевидение, что можно вернуть в телевизор тех, кто до этого в экран разве что не плевал. Наталья Синдеева доказала, что культурная аудитория все еще хочет потреблять культурный контент. Состоится ли «Дождь» как бизнес — покажет будущее. Но телеканал стал примером того, что ниши есть и их можно успешно заполнять.
Но «Дождь», несмотря на «инновационность», все-таки больше традиционное телевидение. И успехи вроде большой аудитории Facebook, успешной трансляции на «таблетки», большой прямой эфир и хороший интерактив — лишь малая часть во вполне традиционных технологиях. И, главное,
«Дождь» — всего только ниша в огромном пространстве вариантов телевизионного контента.
Второе открытие уходящего сезона не столь очевидно продвинутым зрителям. Это проект Caramba.tv с флагманским видеоблогом +100500. Суть проекта проста: пользователи, в массе своей молодые, записывают видеоблоги на разные темы. +100500 — основной видеоблог, где ведущий Максим рассказывает про смешные видеоролики из интернета.
Обычно взрослый зритель после просмотра хочет плюнуть в экран. Очень уж тематика, нецензурная лексика и планка проекта занижена по сравнению с каналом «Культура», например. Но цифры, демонстрирующие количество просмотров этих роликов, вызывают восхищение. Каждый выпуск смотрят более трех миллионов человек. Это очень много. А учитывая, что мощности у создателей совсем не телевизионные, восхищение возрастает. Большинство продуктов, размещенных на Caramba.tv, делается в домашних условиях, на коленке, техническая реализация тоже простая — основная нагрузка ложиться на YouTube, где и размещают видео. А аудитория уже давно переплюнула канал MTV. И если сейчас проект не особо перегружен рекламой и размещения рекламодателей носят, скорее, экспериментальный характер, то к осени, видимо, все изменится. Не верится, что такую аудиторию кто-то упустит. Это тоже телевидение, пусть совсем другое.
Казалось, жарким летом не имело смысла ожидать прорывов и событий. Все готовятся к осенним релизам. И выход нового продукта в период отпусков и тотального безделья — большое событие. Которым и стал новый проект писателя, ведущего и бизнесмена Сергея Минаева — Minaev Live. Это, бесспорно, телевизионный проект, где нет ни капли традиционного телевидения. Прямая трансляция в интернете, которая на пике собирает до 50 тысяч зрителей. Вывод в прямой эфир зрителей с вопросами, сначала через Skype, теперь через «Агент Mail.ru». Качественная картинка. Современная студия, которая на самом деле совсем не студия: Digital October — конференц-зал на территории бывшей фабрики «Красный Октябрь». И, главное, отличные и актуальные гости, хорошая динамика. И если «Школу злословия» отодвинула на второй план программа «Временно доступен» с Дибровым и Губиным, то Минаев своим по-хорошему инновационным шоу задвинул их всех далеко и надолго. Сделав лучший телевизионный проект лета без телевизора. Собственно
цифры, которые показывают дебютанты «эфира» в интернете, являются главным доказательством того, что если телевидение не поменяется, его поменяют.
Да, для запуска технически качественного проекта нужны деньги. Но, сколько бы ни стоил Minaev Live, это не сравнится с затратами на телеканал. Или просто внутренними затратами любого телеканала на производство. А в случае Caramba.tv, пусть и рассчитанного на другую аудиторию, деньги вообще не главное. Главное — уметь развлекать молодую публику.
Теперь делать свое телевидение проще. Его будут смотреть. Там будет реклама. И там не будет того телевидения, глядя на которое хочется плюнуть в экран, а не переслать ссылку другу.