Очередной громкий инцидент с участием автомобиля со спецсигналом произошел в Москве. Блогер archeornis выложил в интернет видеоролик, снятый в субботней пробке на МКАДе. Mercedes с включенным проблесковым маячком пытается объехать плотный поток автомобилей по крайней левой полосе, автор ролика дорогу не уступает. Из Mercedes по громкой связи звучит: «Ну че, тебе в голову выстрелить, что ли, придурок?» Из открытых источников стало известно, что машина закреплена лично за министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу. Правда, самого министра в тот момент в автомобиле не было.
Реакция МЧС на это происшествие оказалась достаточно быстрой и адекватной — там не стали ставить под сомнение подлинность видеоролика и принадлежность машины, а также признали, что водитель не торопился по служебным делам. В понедельник его уволили. Но совершенно очевидно, что водитель машины министра ни на секунду не сомневался в своей правоте, когда угрожал оружием водителю обычной машины. Очевидно, что пока громкий резонанс последнего года в интернете и СМИ после серии скандальных ДТП с участием автомобилей со спецсигналами на обладателей таких машин не действует.
«Синие ведерки», несомненно, вызвали массовое сочувствие у населения. Но, похоже, в структурах, обладающих машинами с мигалками, до сознания водителей не удалось довести тот факт, что вне исполнения служебных обязанностей это абсолютно равные с другими участники дорожного движения.
Проблема даже не в самих мигалках. Бороться с ними при наличии минимальной политической воли несложно. Уже неоднократно говорилось и о соответствующих мерах — от ограничения количества обладателей права на машины со спецсигналами считанными единицами до (уже в ответ на нынешний инцидент) жесткого контроля за использованием таких авто. Проблема в том, что представители силовых структур, равно как и обладатели машин с мигалками из мира крупного бизнеса, похоже, считают, что имеют право на насилие по отношению к гражданам — как при исполнении обязанностей, так и вне его.
На самом деле некоторые ведомства — прежде всего МЧС и МВД — по определению должны быть примерами образцового соблюдения правил дорожного движения. И, как бы издевательски это ни звучало в российских условиях, подавать пример безупречного поведения рядовым гражданам в ситуациях обычного взаимодействия с ними. А не только отличаться в чрезвычайных ситуациях или в момент погони за преступниками. У нас же те ведомства, которые должны быть примером, стали антипримером. В результате у населения сложилось устойчивое представление о правоохранительных органах как об источнике опасности, а не защиты. Мы инстинктивно сторонимся людей в форме, опасаемся их, стараемся стать для них незаметными.
В случае с дорожным движением, как и во многих других бытовых ситуациях, этот произвол силовиков или других обладателей машин со спецсигналами сталкивается с произволом обычных граждан.
На российских дорогах правила хорошего тона (они же правила дорожного движения) приживаются с большим трудом. Жизнь по правилам вообще одинаково плохо дается у нас как тем, кто имеет власть, так и тем, кто этой власти не имеет. Поэтому атмосфера произвола, пренебрежения к жизням и здоровью людей постоянно подпитывается как «сверху», так и «снизу».
Впрочем, благодаря интернету, по крайней мере, есть больше шансов получить оперативные и неопровержимые доказательства каждого подобного факта. Пока это, увы, никого не останавливает. Но есть надежда, что количество когда-нибудь перейдет в качество. Иначе Россия так и будет оставаться страной, где царит право беспредела, что делает жизнь людей здесь некомфортной, небезопасной и разрушающей человеческое достоинство.