Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Открытие политики

России нужна современная и конкурентная политическая система, и на сегодня это главный вопрос повестки дня

Кризис доверия между властью и обществом, кризис веры гражданина в то, что от него что-то зависит, может стать приговором для любых модернизационных начинаний.

«При планировании стратегии долгосрочного социально-экономического развития необходимо в качестве непременного параметра закладывать управляемую и направляемую государством постепенную либерализацию общественно-политической жизни, развитие политического плюрализма и цивилизованных форм участия граждан и бизнеса в политической жизни страны», — такими словами три года назад завершалось введение в доклад ИНСОРа «Демократия: развитие российской модели». Тогда это звучало крамолой, и на авторов обрушилась площадная брань. Сегодня такая мысль стала едва ли не общим местом в экспертных кругах, разрабатывающих социально-экономическую стратегию развития страны. Воспроизводится она и в более поздних докладах ИНСОРа — «Образ желаемого завтра» (2010 г.) и обсуждаемом ныне «Обретение будущего». Tempora mutantur et nos mutantur et illis — времена меняются, и мы меняемся вместе с ними, гласит древнеримская мудрость.

Буксующая модернизация и все новые свидетельства неэффективности бюрократической машины приводят все большее число людей к мысли о необходимости современных политических институтов.

Но полемика вокруг повестки дня завтрашней России не становится менее острой. Это явственно проявилось в реакциях на последний доклад ИНСОРа.

Предложенный в нем подход — эволюционное открытие политической системы — вновь столкнулся с критикой с разных сторон. «Охранители» обвиняют его в «неоконсерватизме» и «ультралиберализме» одновременно: такого быть не может, но обвинителям просто надо было для эффекта использовать все ругательные слова, какие они знали. Есть и обвинения в экстремизме и разрушении основ. К ним примыкают и упреки в непонимании исторических корней российского общества.

С другой стороны, этот подход называют попыткой «научить интеллектуальной деятельности и вегетарианству крокодилов» или «авторитарной модернизацией авторитарного политического режима». Это хлестко. Более того, не приходится удивляться степени отчаяния и неверия в способности нынешнего режима к переменам, охвативших многих российских либералов. Их неверие объясняется третьим ньютоновским законом: сила их противодействия государственной машине равна силе, с которой эта машина выталкивала многих опытных, деятельных и современных политиков за пределы истеблишмента (почему — скажем ниже). Проблема с позицией таких либералов только одна: они подобно Юлию Нисневичу требуют «срочной замены правящего авторитарно-клептократического режима на политический режим демократического типа». Но нигде и никогда не объясняют, как эту замену осуществить без революций и масштабных потрясений.

ИНСОР исходит из другого: российское общество достаточно современно, развито, образовано, чтобы построить современные демократические институты в режиме диалога и компромисса, а не революций.

Монголия, Молдавия, Македония, Румыния, Болгария — все эти страны не выше, а ниже России и по уровню экономического развития, и по «современности» общественных структур, но все они продвинулись значительно дальше в создании институтов плюрализма и согласования интересов. Это не решает автоматически их модернизационных проблем, но создает политическую рамку, ориентирующую страну на развитие и создающую механизмы разрешения конфликтов.

Этот аргумент позволяет ответить и на критику с другой стороны. Все упомянутые выше страны имеют немало общего с Россией в исторически сложившейся конфигурации общества: все они задержались в феодальной эпохе, познали жесткий тоталитаризм с очень слабой традицией самоуправления и плюрализма, наконец, все они (за исключением Монголии) — домен православной политической культуры. Их успехи (конечно, далеко не безоговорочные) в демократизации обусловлены не благоприятной социально-экономической и политической «базой», а целеполаганием элит, для которых образ «современности», «желаемого будущего» четко ассоциировался с «Европой». А современная Европа — это демократии. Не будем наивными: для России «болгарская модель» не была возможной по многим причинам — российская полития отличается сложностями и противоречиями, неведомыми малым европейским странам. Но значит ли это, что открытие политической системы в России невозможно?

Увы, изучение опыта прошлых российских модернизаций подталкивает к грустному в этом случае ответу «да».

Во всех российских модернизациях — от допетровских времен до наших дней — государство мыслило себя единственным субъектом модернизационных процессов, оставляя всем негосударственным экономическим субъектам и обществу лишь роль исполнителя замыслов.

Реформы институтов востребовались лишь в той степени, в которой это было необходимо для достижения поставленных государством целей, устранения препятствий им со стороны косных политических установлений и общественных сил. Российское государство (не исключая и советско-коммунистической его инкарнации) стремилось модернизировать свой военно-стратегический потенциал, реформировало армию, ради этого перестраивало экономику, внедряло современные технологии, заимствовало зарубежный опыт и привлекало зарубежных специалистов, изменяло механизмы социальной мобилизации ради поставленных целей, но всегда стремилось сохранить максимально возможную степень контроля над обществом — как «верхами», так и «низами».

Вспомним опыт александровских реформ, стопятидесятилетие которых отмечается (но как-то очень вяло) в нынешнем году. Империя могла заставить собственных чиновников принять военную и судебную реформу, но земельную провела с флюсом в пользу помещиков как «опоры трона», а не крестьян и уж тем более не решилась ввести даже начала представительной власти — даже земство казалось угрозой. Высвобожденные реформой общественные силы и экономические субъекты остались политически бесправными. Всесильные помещики и предпринимательский класс, с одной стороны, оттертый от вершин власти, с другой — поддакивающий этой власти в защите от рабочих и крестьян, — вот та гремучая смесь, которая обрушила империю.

Советские модернизации создавали общество современное по многим параметрам — от индустрии и науки до урбанизации, образования и социальной системы, но без минимальной рыночной конкуренции и без грана политической свободы, т. е. без хозяина и гражданина. Потому-то Горбачеву пришлось начинать с реформы политики: реформу экономики старая система делать и не захотела, и не смогла (в отличие от китайской, где даже коммунистические бонзы не забыли, как китайцы умеют и работать, и торговать).

И сегодня властная вертикаль откровенно не доверяет обществу и стремится им помыкать — чтобы не мешали делить «общественный пирог» и пилить бюджетные деньги. Потому-то их и устраивает только такая оппозиция, которая ни при какой погоде не сможет претендовать на смену власти, только те партии, жизнеспособность которых ограничена одним стареющим поколением или одним немолодеющим лидером. А молодые, энергичные, «рыночные», которые не встраиваются в общий строй, а возражают, — это недопустимый риск…

Чем сложнее общество, тем выше риск, что сверхцентрализованная и монополизированная власть потеряет эффективность, не услышит или не заметит новых тенденций в обществе, переусердствует в сохранении статус-кво там, где жизнь диктует необходимость перемен.

Наконец, при закрытой политике неизбежны ошибки и в формулировании решений и тем более в подаче их обществу. Урезание пособий по беременности сразу после объявления демографической политики приоритетом, введение стандартов школьного образования так, что общество из этой программы услышало только то, что физкультура обязательна, а словесность и математика — нет, регулирование любительской рыбалки так, что все рыболовы испугались, что их не пустят на любимую речку… Это лишь простейшие примеры не столько законодательного брака, сколько полной утраты властью способности слышать общество и разговаривать с ним. Кризис доверия между властью и обществом, кризис веры гражданина в то, что от него в этом государстве что-либо зависит, — это может стать приговором для любых модернизационных начинаний. Рецепт один — создавать каналы диалога и участия. Доклад ИНСОРа именно об этом: о том, как постепенно открыть эти каналы, чтобы общество научилось формулировать требования к власти, а власть — слышать общество. Меньше адмресурса с выборами и партиями, меньше давления на судью, больше воздуха местному самоуправлению, жестче спрос за коррупцию — вот первые шаги на этом пути. Нужно очень крепко прирасти ягодицами к начальственному креслу, чтобы такие меры казались экстремистскими и ультралиберальными. Или те, кто ругает доклад за экстремизм, испугались, что мы последуем совету доброжелательного критика доклада — продвигаться «к цели незаметными шагами, каждый из которых выглядит слишком мелким, чтобы вызвать беспокойство и активное противодействие»?

Оглянемся вокруг: в обществе не только недоверие к власти, но и растущий спрос на информацию. Интернет как источник новостей о политике уже составляет конкуренцию телевидению, а в молодежной и высокообразованной аудитории едва ли не обгоняет его. И пользователи интернета готовы тратить время, чтобы найти эту информацию, объективную, острую, не проходившую цензуру и самоцензуру. Экспертное сообщество спорит о разных «повестках дня», приоритетах в экономике, политике, социальной сфере. Опросы общественного мнения фиксируют растущий с каждым годом запрос на реальную оппозицию — как критика, ограничителя власти (но, подчеркнем, не на ее смену), вместе с тем растет и разочарование в выборах.

Экспертное сообщество рисует разные прогнозы и сценарии развития страны. Даже президент признается, что внутри правящего тандема при единой задаче по-разному видятся методы и способы достижения процветания России. Конец света? Да нет, это совершенно нормальные явления, радостное свидетельство того, что и лидеры, и граждане — нормальные живые люди.

Да, архаики и патернализма в России слишком много, чтобы открытие политической системы прошло безоблачно. Но не открывать ее значит загонять под спуд бюрократического прессинга все более сложные противоречия, подменять выработку доверия и согласование интересов трескучей риторикой о «стабильности», которую все большая часть общества воспринимает как застой и издевательство над здравым смыслом.

Как открывать систему, как строить институты, сколько в нашей политике нужно «левого» и «правого», социального и консервативного — обо всем этом можно и нужно спорить. Претендовать здесь на истину в последней инстанции глупо: мы слишком давно не слышали реального голоса общества и его активных групп. Но для того, чтобы этот спор был осмысленным, чтобы в нем рождалась истина, нужна современная и конкурентная политическая система. В этом смысле другой повестки дня у России нет.

Автор — председатель правления Центра политических технологий, руководитель дирекции по общественно-политическим проблемам развития Института современного развития

Новости и материалы
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Премьер Италии назвала слухами сообщения о требованиях увеличить оборонные расходы в НАТО
Только на наушниках Apple зарабатывает больше, чем Nintendo, OpenAI и другие IT-гиганты
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Все новости