ФСБ, как сообщает агентство Lifenews, отреагировала на слова шеф-редактора Wikileaks о том, что его сайт собирает материалы на российских бизнесменов и правительство. Чекисты утверждают, что «никакой опасности для России ресурс Джулиана Эссенджа не представляет». Просто потому, что «при желании и соответствующей команде его можно сделать недоступным навсегда». Одновременно они, как положено, полны скепсиса насчет ценности выкладываемой на Wikileaks информации – в том смысле, что часть ее взята из общедоступных источников, а часть подозрительна с точки зрения достоверности.
Тут, конечно, есть противоречие.
Если все это не стоит и выеденного яйца, зачем же грозно предупреждать интернет то ли о готовности российских спецслужб к международной кибератаке, то ли о легкости, с которой можно ввести в России цензуру?
В конце концов, информационное агентство – не следователь, и ответа на его вопросы можно было бы не давать вовсе. Значит, все-таки опасность есть.
Эту опасность наглядно демонстрирует скандал вокруг публикации «иракского досье», донельзя возбудившего тамошнее общественное мнение. Изнеженная душа западного обывателя травмирована, в общем-то, обычными и даже скромными для большой войны свидетельствами о грязи и насилии, которые ее сопровождают. Политический класс беспокоится о возможных последствиях на американских выборах и репутационном ущербе, нанесенном развитым демократиям.
Надо, впрочем, отметить, что «бомба» взорвалась именно в них. Иран, изобличаемый тем же досье в поддержке иракских боевиков, запросто отмахнулся от этого как от провокации. Ну нет там механизма, заставляющего политическое руководство хоть как-то откликаться на компромат.
Возникает, разумеется, вопрос: а разве в России он есть? Какого рода информацию требуется опубликовать, чтобы у нас от народного гнева содрогнулись стены Кремля? В рунете много лет имеется ресурс «Компромат.Ru», зайдя на который, желающие могут полностью подтвердить свое интуитивное знание о том, что все политики и бизнесмены здесь воруют, убивают, развращены, глупы и так далее. Он, конечно, в отличие от Wikileaks, не претендует на то, чтобы сообщать достоверные сведения. Но у нас это не важно, потому что в достоверность в России не верит никто. Зато всем ясно, что дыма без огня не бывает.
Можно с уверенностью полагать, что любые материалы, которые может опубликовать Эссендж о России, либо уже фигурировали в том или ином виде в российской блогосфере, либо в первую очередь и окажутся на «Компромате». И эффект от них будет ровно тот же, что и от всего остального потока разоблачений и обвинений, которых здесь в достатке.
Единственная вещь, которая гипотетически могла бы нанести реальный вред нашим руководителям, – документированное обвинение их в либерализме и толерантности (или, выражаясь языком блогосферы, в «либерастии и толерастии»). Но это-то Эссендж счел бы за комплимент.
Так почему же беспокоится ФСБ? Частично это можно объяснить желанием продемонстрировать полную готовность противодействовать любым поползновениям на честь и достоинство нашей державы – ведь они не только получают за это зарплату, но и успешно пользуются почти неограниченным авторитетом. Но все же большее значение имеет боязнь потерпеть ущерб в том, что касается реальных интересов российской элиты за рубежом, – от отказов в праве перемещаться по миру до угрозы счетам и контрагентам.
Злорадство, с которым многие российские политики и информационные ресурсы встретили скандал вокруг «иракского досье», быстро сменилось нелегким чувством – вдруг это все ударит в конечном счете по нам? Теоретический ответ (что показывает активность конспирологов в сети) уже готов. Как нетрудно догадаться, все это «многоходовка» американских спецслужб, готовых выпороть самих себя только для того, чтобы свалить в конечном итоге Путина. Паранойя? Но при нашем столь же параноидальном отношении к достоверности сведений в сфере массовых коммуникаций, готовности одновременно не сомневаться в коррумпированности своих начальников и искренне доверять им собственную страну она вполне эффективна. Так что
ФСБ права в том, что внутренней опасности для России никакие публикации Wikileaks не несут. И доступ к ним придется перекрывать финансовым регуляторам тех стран, в которых высока российская коммерческая активность.
Но тогда это действительно нетривиальная задача – ввести цензуру за пределами российской юрисдикции.