У москвичей, особенно пожилых и далеких от политики, есть все основания опасаться резкого ухудшения жизни. А единственное основание для надежд хотя бы на временное поддержание «лужковских стандартов» любым новым мэром столицы сугубо политическое. Москва не только географическая, но и политическая столица России. Так что в наступающий сезон двух федеральных кампаний, парламентской и президентской, столицу надо «подкармливать», чтобы власть получила выгодный ей электоральный результат.
Тема «жизни после Лужкова» заботит жителей столицы куда больше, чем кандидатура нового мэра. Московская социальная политика в силу общих возможностей столичного бюджета (в Москве, как известно, аккумулировано около 80% денег, «ходящих» по России) и личной политической воли Юрия Лужкова существенно отличалась от общероссийской в лучшую сторону. Формы материальной поддержки пенсионеров, школ, больниц делали москвичей предметом зависти (часто граничащей с ненавистью) наименее социально защищенных и наиболее бедных слоев населения остальной России. Достаточно сравнить хотя бы положение пенсионеров в Москве и Подмосковье, чтобы понять, о чем идет речь. Юрий Лужков традиционно верстал бюджет Москвы с дефицитом, чтобы увеличить расходы на социальные нужды, а уже дополнительные доходы до кризиса позволяли выходить на профицит. К тому же благодаря личному политическому весу и статусу столицы
Лужков имел возможность проводить особую финансовую политику, постоянно конфликтуя со всеми федеральными министрами финансов, упрекавшими его в расточительности и неразумной трате средств.
Почва для таких упреков была: московские власти славились не только щедрой по российским меркам социальной политикой, но и расточительными строительными проектами.
Страхи обвала социальной сферы у москвичей далеко не единственные. На носу зима, и, что бы ни говорил врио мэра Владимир Ресин (ему как раз доверия нет, поскольку он может покинуть свой пост в самое ближайшее время), есть опасения, что проблемы могут возникнуть с городским коммунальным хозяйством. При всех пробках и проблемах с уборкой снега в Москве в отличие от Петербурга сугробы никогда не заставляли жителей ходить по городу пешком с лопатками, чтобы в буквальном смысле расчищать себе дорогу от снежных завалов. И трубы в массовом порядке от холодов не лопались, хотя изношенность московского коммунального хозяйства тоже достаточно велика: прорвать может в разных местах в любой момент.
Есть и другие бытовые страхи. Надолго может замереть рынок недвижимости и процесс регистрации любых сделок с ней. Во многих бюджетных учреждениях годами работали люди, так или иначе связанные с чиновниками мэрии, и теперь все они могут попасть «под горячую руку» новой команды. С другой стороны, эту команду еще надо создать.
Главное — нужно сформировать четкие принципы управления городом, желательно не такие коррупционные и однозначно завязанные на интерес чиновников мэрии и их близких, как это было при Лужкове.
На все это тоже может уйти неизвестно сколько времени.
Наконец, у граждан, более или менее интересующихся политикой, может возникнуть естественное опасение за любого нового назначенца на пост мэра Москвы просто по аналогии: до сих пор путинская команда отличалась прежде всего предельной управленческой неэффективностью в том, что касается практических, повседневных нужд граждан. Решать никакие хозяйственные проблемы, кроме проблем своих личных бизнесов (в смысле использования служебного положения в корыстных бизнес-целях федеральные власти достойнейшие ученики Юрия Михайловича), «питерским» не удается нигде и никогда. Они ухитрились даже перестать строить в стране дороги на фоне рекордных доходов бюджета — в нищие 90-е их строилось намного больше.
На фоне мрачных предчувствий и опасений пока просматривается лишь один относительно утешительный довод: накануне федеральных выборов Думы и президента, полномочия которых теперь еще и продлены, не кормить столицу было бы самоубийственной политической ошибкой. Иными словами,
любой новый мэр Москвы, по крайней мере первое время, будет иметь очевидные финансовые привилегии на федеральном уровне, если Кремль не хочет получить существенное падение результатов «Единой России» на выборах Думы и своего ставленника на президентских выборах.
Другое дело, что такие преференции не могут быть долговременными или постоянными. И вовсе не потому, что «питерские», разумеется, не считают Москву «своим» городом. Проблема еще и в том, что финансовая вольница российской власти кончается по объективным причинам. Едва ли в обозримом будущем нас ждет такой последовательный и долговременный рост цен на энергоносители, как это было на протяжении двух президентских сроков Владимира Путина. Казна худеет.
В любом случае качество управления Москвой станет одним из важнейших тестов на элементарную дееспособность кремлевской вертикали, которая пока преуспела лишь в дележе бизнес-активов и в устранении из власти всех, кто не демонстрирует абсолютной лояльности и проявляет минимальные признаки самостоятельности.