В предвыборные годы власть становится очень впечатлительной. Один мой знакомый чиновник был искренне удивлен разнице цен на продукты. «Я помидоры купил, из магазина выхожу, а там точно такие же у бабушки в десять раз дешевле!» – рассказывал он. Чиновники не единственные представители активного российского населения, не обращающие в повседневной жизни внимания на «бабушкины» цены и на то, сколько денег семейного бюджета уходит «на еду».
Берусь предположить, что большинство работников офиса и даже профессиональных «экспертов рынка» не следят за тем, сколько рублей они сэкономили на покупке батона нарезного или молока пастеризованного. При этом социальная значимость уровня цен не оставляет равнодушной даже самого заядлого бюрократа.
Согласно оптимистичным и осторожным подсчетам Общественной палаты, стоимость минимальной продуктовой корзины в августе выросла на 8%. Осмотрительные эксперты уверяют, что «справедливая» цена может вырасти еще на 10–12% в течение года. Популисты кричат о подорожании на 50–80%.
Объяснение росту цен в России общеизвестно – «засуха». Из-за нее удастся собрать в этом году не более 65 миллионов тонн зерна, она уже привела к тому, что в магазинах население сметает гречку, кур и, несмотря на положительный баланс производства, внутреннего потребления и переходящих остатков, в умах россиян возникает призрак такого родного и не забытого всеми нами «дефицита».
Не только «засуха», но и «дым торфяников и плохая экология этого года», а также пришельцы из космоса и сказочные герои могут стать реальной причиной дефицита товаров и роста цен, ведь, как известно, экономические прогнозы имеют способность самостоятельно влиять на результат, делая его приближенным к самим прогнозам.
Повышение цен на хлеб – самая страшная угроза мифологеме стабильности. Небольшое изменение цен в этом году для власти некритично, но в следующем, предвыборном, каждый процент роста цен на продукты будет существенным ударом по лояльности электората. Это политический сверхриск и страшный кошмар властителей, требующий мгновенного вмешательства самых могущественных чиновников. В сказках причиной краха правителя всегда становится не само пророчество, а реакция правителя на него.
К сожалению, иллюстрации голода, холода и разрухи АПК, которыми привычно размахивают перед первыми лицами аграрные лоббисты, слишком сильно воздействует на государственные умы.
Лоббисты всех мастей и уровней уже стараются использовать эти страхи власти, но пока лишь во вред своим собственным компаниям и рынку.
В марте этого года, решая задачу рекордных остатков прошлых урожаев, власть публично обещала выделить 10 миллиардов рублей в качестве субсидий зернотрейдерам. Процесс выполнения обещаний несколько затянулся, и те, кто ратовал за поддержку экспорта, уже в июле стали говорить о необходимости его временного запрета. В июле это предложение исходило в первую очередь от крупнейших частных игроков экспортного рынка. Зафрахтовав в начале лета суда и заключив международные договоры с фиксированной ценой мая и июня, они оказались не готовы нести потери и скупать зерно на растущем рынке. В итоге «закрыли» краткосрочный вопрос самым верным российским способом, административно обеспечив себе международный форс-мажор. Вместе с водой выплеснули и ребенка: экспорт запретили не на 3 недели или месяц, как рассчитывали трейдеры, а больше чем на год. О чем заявил премьер на прошлой неделе. Джинн выполнил просьбу Аладдина, вот только, как часто бывает, возникли детали и нюансы, вред от которых стократно превысил пользу, а лампа перешла в новые руки, имеющие больше возможностей не упустить магическое влияние на ситуацию.
Дело в том, что за последний год государством был создан собственный мощный игрок на зерновом рынке, который получил серьезную возможность выстроить рынок экспорта местного зерна на так знакомой производителям российского газа безальтернативной основе. Госкомпания уже получила уточнения к постановлению правительства, которое фактически делает его единственным экспортером зерна на ближайший год.
То, что зернотрейдеры и ряд СМИ приняли за «снятие некоторых ограничений» при экспорте зерновых, в итоге оказалось сигналом: волшебная лампа на ближайший год перешла в новые руки.
Учитывая объемы экспортного рынка (около $5 миллиардов в год) и хороший повод сосредоточить весь поток у одного игрока, более сильные государственные лоббисты с помощью все той же легенды о голоде и необходимости госконтроля вышли победителями из схватки с коммерсантами.
Дальнейшие события разворачивались уже на внутреннем рынке. Регуляторы активно влияли на рынок, не давая пророчеству осуществиться: опустили или опустят РЖД по ценам перевозки зерна, объявили о контроле над перемещениями зерна между регионами, предложили ввести запрет на выплату банковских процентов для ряда аграрных холдингов. В итоге только разогрели инфляционные ожидания и добились того, что народ кинулся в магазины, сметая уже не только крупу, масло и сахар, но и запасаясь мукой, макаронами и, как всегда, солью.
Губернаторы в регионах и директора предприятий, вспоминая опыт девяностых, плотно сели на собственные запасы, уверенные, что зерно пригодится позже, — и бумажные объемы зерна в стране стали уменьшаться с рекордной скоростью. За неделю прогноз Минсельхоза упал на десяток-другой миллионов тонн. Итог – единственный частный рынок, который рос даже в условиях кризиса, может не пережить зиму, последующую за засухой. Трейдеры уже объявили о высвобождении штата и заморозке инвестиционных программ.
Шансы исправить ситуацию урожая следующего года и посеять хорошие объемы в этом тают на глазах.
Традиционно рост объемов производства зерна был обеспечен прежде всего крупным бизнесом, чьи финансовые потоки были просто обрублены и, возможно, не вернутся в частные руки. Заявление о запрете экспорта до 2012 года, сделанное в момент сева озимых, вряд ли подстегнет производителей сеять больше зерна.
Импульсивное поведение власти и судорожное ручное управление не дают бизнесу ощущения надежности и не гарантируют от снижения урожая и повышения цен на российскую продукцию в следующем году. Цены на молоко, хлеб и сахар уже выросли и, если не отнестись к кризису с холодной головой, могут и дальше идти вверх.
Что может сделать власть для решения проблем и недопущения стагнации рынка? Прежде всего, перестать слушать лоббистов, колдунов и астрологов и начать системно решать возникшие вопросы. Сегодня на рынке зерно есть, также как и возможности закупить его у соседей по хорошей цене (весь транзит казахского зерна проходит через Россию). Зерновой рынок и его проблемы в экономической плоскости не отличается от любого другого, скажем финансового.
Правительство имеет опыт успешного удержания волн банковского кризиса, но почему-то не применяет его на зерновом рынке. В первую очередь необходимо восстановить доверие на рынке относительно перспектив экспорта будущего урожая и дать позитивные сигналы частным инвесторам.
Во-вторых, обеспечить рынок ликвидностью и зерном (для этого есть все механизмы и запасы). А главное – дать понять всем участникам рынка, что массовые миражи, заклинания, а особенно предвыборные чудеса не будут главным инструментом разрешения проблем отрасли в ближайшие два года.