Вице-президент «Лукойла» Анатолий Барков, ставший печально известным широкой общественности после аварии 25 февраля на Ленинском проспекте, обратился за помощью к этой самой общественности. Выписавшийся из больницы топ-пассажир служебного «Мерседеса», лобовое столкновение с которым «Ситроена» стоило жизни двум женщинам, просит «свидетелей ДТП официально дать свои показания», а правоохранительные органы – «привлечь к расследованию независимых экспертов и очевидцев происшествия».
На смену тона с безапелляционного («Наш водитель правил не нарушал, у нас работают профессиональные сотрудники, которые проходят множество проверок», - комментарий пресс-секретаря нефтяной компании Дмитрия Долгова, данный им в день аварии) на нейтральный («Я не меньше других заинтересован в том, чтобы обстоятельства трагедии, в которой мы оказались, были расследованы объективно и непредвзято», - сегодняшнее заявление Баркова) ушла почти неделя.
Не факт, что какие-либо представители нефтяного гиганта снизошли бы до публичных соболезнований и призывов к объективному разбирательству, если бы не волна народного гнева, справедливо или несправедливо поднявшаяся против «Лукойла» после этой аварии.
Свидетели происшествия уверяют в блогах, что виновницей аварии была не погибшая водитель малолитражки Ольга Александрина (официальная версия ДПС), а именно лукойловский «Мерседес», который объезжая традиционную утреннюю пробку, выехал на встречку. Те же, кто узнал трагедии из новостей, активно негодуют по поводу «скручивания номеров» с «Мерседеса» для «заметания следов», неработающих на месте аварии видеокамер и спешного заявления пресс-службы «Лукойла»: «По закону ни о какой компенсации речи быть не может, если будет установлен факт, что виновата женщина, управлявшая «Ситроеном». Но даже если установят вину нашего сотрудника, фирма тут ни при чем».
Теоретическая дискуссия о виновниках аварии в Рунете идет. Начавшаяся в день аварии, она разгорелась с особой силой после опубликования открытого письма родственников погибших в «Ситроене» врачей Ольги Александриной и Веры Сидельниковой, требующих объективного расследования аварии.
Независимо от количества голосов в пользу той или иной версии случившегося общественный вердикт уже вынесен: во всем виноваты толстосумы.
Призывы наказать «Лукойл» рублем – не заправляться на заправках компании – судя по нерепрезентативному опросу автолюбителей, уже действуют. Пусть в самой компании говорят, что об убытках можно будет судить не раньше чем через пару недель, бойкот лукойловского бензина – вопрос не материальный. И рефрен записанного рэпером Noize MC трека «Мерседес S666» «Мерседес Эс 666: прочь с пути, плебей, под колеса не лезь!/Жалкая чернь, трепещи, на трассе патриции!/Мы опаздываем в ад, дорогу колесницам!», - адресован отнюдь не только конкретному вип - участнику этой конкретной дорожной трагедии.
Общественное мнение, которое совпадает с мнением власти лишь в прилизанных соцопросах и организованных телемостах, противоположно тому, что эта власть практикует. В повседневной жизни все классически, как в басне Крылова, «У сильного всегда бессильный виноват». И сейчас большая часть блогеров не сомневается, что вину спишут на погибшего врача Ольгу Александрину, выгораживая богатого и влиятельного топ-менеджера. Но
ряд «героев», в который общественность уже поместила Баркова, однозначен: устроивший кровавую бойню майор Евсюков, сын экс-министра обороны Сергея Иванова, насмерть сбивший старушку, которая, по версии следствия, оказалась «сама виновата».
Виноваты или нет сильные нашего российского мира в тех или иных проступках и преступлениях, у наших граждан, в отличие от наших судов, в отношении випов действует презумпция виновности. И в сознании бессильных, не защищенных никаким законом, никаким судом людей виноват всегда сильный. Неважно, так ли это на самом деле. Это оборотная сторона того «правового беспредела», который творится в стране на протяжении многих лет.
Пока этот беспредел на руку тем, кто ездит по спецполосам, ходит со спецохраной и вообще живет спецжизнью, тем, чья жизненная философия – строчка в треке Noize MC: «Мне неизвестны люди, чьи жизни важней моих интересов». У тех, кто живет обычной жизнью и ходит/ездит не по спецправилам, есть возможность протестовать только бойкотами и песнями, от которых, как признают наиболее скептически настроенные граждане, толку нет. По большому счету у россиян реально нет ни возможностей добиваться справедливости в судах, ни даже сменить неугодных начальников на выборах. В стране правового беспредела реально уже давно и никого не выбирают.
В этой стране копят социальную, классовую, национальную и прочую ненависть. Ненависть, которая пока чаще всего выливается на чьи-то столь же беззащитные головы.
Даже комментаторы, которые скорбят о погибших в аварии Вере Сидельниковой, известном враче, благодаря которой на свет появилось множество детей, и о ее коллеге Ольге Александриной, у которой осталась крошечная дочка, противопоставляют им не пострадавшего в той же автокатастрофе «никчемного никому не приносящего пользы чиновника».
Эта скрытая ненависть, этот не выливающийся ни в какие митинги протест на самом деле пострашнее последних калининградских, иркутских и самарских манифестаций, так напугавших власть.
Никто не знает, какой именно случай с очередным человеком из «Мерседеса» переполнит чашу народного гнева. Но тогда вместо строк «Жалкая чернь, трепещи, на трассе патриции» актуальными могут стать строки, написанные почти два столетия назад: «Тираны мира! трепещите!/А вы, мужайтесь и внемлите,/Восстаньте, падшие рабы!»