Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Масскульт привет!

Постсоветская массовая культура уже тяготится своей дремучестью.

Постсоветская массовая культура уже тяготится своей дремучестью. И в стране достаточно людей, которые не смотрят Первый канал, не ходят на Бондарчука, корчатся при звуках шансона и которым нужен продукт, альтернативный госканалам и «Антикиллеру».

Отследить «новое поколение» россиян в политике или в экономике, сколько бы ни исследовали средний класс и ни иронизировали над «офисным планктоном», сложно. Но если зайти с другой стороны и посмотреть на масскультуру, то очевидно, что перемены в российском обществе все-таки не фикция и не бред воспаленного либерального ума.

После распада СССР наша масскультура осталась советской по духу. Главных признаков у новых «облегченных развлечений» оказалось два: одномерность — банально низкий уровень владения ремеслом — и местечковость. Иностранцы, кроме братьев по СНГ, нашим продуктом по-прежнему не питаются, потому что

заинтересовать чужую публику можно, только предложив ей либо вечный сюжет, либо что-то близкое ее проблемам, а в нашей масскультуре царят идеологизированные разборки с собственной историей и блатная романтика.

Постсоветская массовая культура уже тяготится своей дремучестью. Такие персонажи, как Дима Билан или Федор Бондарчук, пытаются отойти от старых штампов и сделать что-то, что могло бы быть интересно не только российскому зрителю. Однако самого зрителя нынешний расклад в целом устраивает: замученная борьбой за выживание российская публика не жалует эксперименты и требует только красивых эскапистских сказок попроще. Кроме того, «крепость Россия» и сейчас остается закрытой от мира: порядка 80% россиян никогда не были за границей, и даже цифровая глобализация ползет небыстро — в октябре в РФ был только 21 миллион активных интернет-пользователей. Учиться на чужом опыте в такой обстановке сложно.

Ситуация нравится не всем: в стране хватает людей, которые не смотрят Первый канал, не ходят на Бондарчука и корчатся при звуках шансона. Однако, кто эти люди и сколько их, оценить сложно, потому что свои потребности в прекрасном они удовлетворяют дома, за компьютером, качая с торрентов Миядзаки и слушая инди-рок. Ясно только, что такая публика — гипотетическое «новое поколение» — предпочитает западную и, если добавить Японию, просто иностранную масскультуру.

«Наш» и «не наш» продукт отличаются не так уж сильно: любая масскультура — это все равно китч. Однако качественная масскультура не одномерна и не местечкова. Сюжеты, снятые в Голливуде или на японских студиях, могут оказаться близкими и понятными не только в Наре с Алабамой, поскольку их темы резонируют с глобальным средним классом.

К тому же национальные различия сглаживаются банальным качеством продукта — такими вещами, как бюджет блокбастеров, ирония и сатира «Симпсонов» или «Гриффинов», анимешное умение обращаться с архетипами или отход от топорных трех аккордов в поп-музыке. Все эти вещи — новый русский дефицит, теперь не товарный, а культурный.

Западная масскультура постепенно проникает в Россию. Голливуд, собственно, давно захватил весь мир, не делая исключений для стран «суверенной демократии». Родное ТВ постепенно осваивает «Lost» и русифицирует сериалы попроще. У нас издают Роулинг и привозят Мадонну с U2. Но еще важнее, что

наша «альтернативная масскультура» и сама пытается нарушить режим домашнего ареста и создать что-то свое.

Первыми ласточками здесь были еще Акунин с «Тату»: Акунин смог писать о нашей истории без идеологизации и настолько легко, что Пол Верхувен давно уже купил права на экранизацию «Азазеля», а в «Тату» вообще не было ничего русского, но зато это был отличный свежий трэш-продукт, хоть и недолговечный, как любой поп-трэш. В общем, начало было положено, хотя стоит помнить, что литература и музыка — еще не высшая лига шоу-бизнеса: в кино и на ТВ бюджеты и охват аудитории, а значит, и влияние гораздо масштабнее.

Тем не менее недавно масскультурный лед тронулся и в самых дорогих сферах, где произошли два знаковых события: на телевидении появился эфирный (не кабельный) канал 2х2, а в (относительно) широкий кинопрокат вышло «русское аниме» «Первый отряд». Оба проекта для постсоветской поп-культуры имеют силу оплеухи. Когда-то казалось, что наше ТВ может быть создано только по образу и подобию «Первого», но 2х2 на все это наплевал, представив, к восторгу публики, ироничное, нахальное и живое «South-Park-TV». «Первый отряд» вообще посягнул на святыню госпропаганды — Великую Отечественную, добавив туда оккультных мистерий и пионерок с катанами. Но на выходе получился такой сюжет про вечные ценности, что прикопаться не могут пока даже ура-патриоты.

О культурной революции говорить рано — примеров банально не хватает, в ряд к Акунину, «Тату», 2х2 и «Первому отряду» мало кого можно поставить.

К тому же и вклад чужеземцев в контент 2х2 и «Отряда» пока слишком велик. Все это первые подвижки — ответ на культурный запрос, который новое поколение еще не сформулировало даже для себя. Но сам факт, что 2х2 процветает в российском эфире, а «Первый отряд» выходит в прокат не только в паре артхаусных залов, означает, что у них есть своя аудитория: в стране имеются люди, которым нужен такой продукт, и таких людей достаточно, чтобы хватило на цивилизованную альтернативу ВГТРК и «Антикиллеру». Это внушает надежду: еще недавно «русское аниме» казалось утопией, а теперь оно уже в кино. Значит, что-то меняется.

Новости и материалы
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Воздушная тревога распространилась еще на три региона Украины
Россиянам рассказали, как изменится плата за коммуналку в 2025 году
Российские бойцы оборудовали полевую мастерскую в зоне СВО для модернизации дронов
Африка раскритиковала финансовую сделку COP29
В Иордании ликвидировали мужчину, устроившего стрельбу в Аммане
Россиян предупредили об опасности зарядки гаджетов от ноутбука
Суд арестовал имущество семьи бывшего замглавы транспортной полиции Махачкалы
В Новосибирске ввели режим «черного» неба
Hyundai отзовет 42 тысяч автомобилей из США
В Киеве предупредили о воздушной тревоге
Все новости