Когда состоятся выборы президента Украины? 25 октября, согласно решению Верховной рады, за которое в редчайшем объединительном порыве проголосовал 401 депутат из 442 присутствовавших в зале? Или все-таки 17 января, как в этом убежден Виктор Ющенко, направивший в конституционный суд представление о признании неконституционным решение парламента? Завтра, 29 апреля, КС Украины начнет рассмотрение дела. Правда,
министр юстиции Украины Николай Онищук уже заранее спрогнозировал, что суд «вернет парламент к конституционной дате выборов президента – 17 января».
Политический истеблишмент страны предсказаниями даты проведения голосования не занимается, он все свое внимание сосредоточил на выборах как таковых.
Игроки уже давно расселись за столом под зеленым сукном, и ставки намечаются очень крупные. Из лагеря Тимошенко огорченно доносят, что регионалы (подразумевается, естественно, Ринат Ахметов) ставят жесткие условия: за президентом должна остаться Генпрокуратура и военная разведка. Сам же Ринат Леонидович положил глаз на операторов мобильной связи «Киевстар» и фиксированной телефонной «Укртелеком». Особенный интерес вызывает у него рынок внутренней связи, и якобы олигарх готов выложить $4 миллиарда в процессе приватизации украинского телефонного монополиста.
Со стороны президента также с повышенным вниманием следят за развитием ситуации и с огорчением отмечают, что Ахметов все больше и больше склоняется в сторону договора с Тимошенко. Проющенковская «Украина молодая», ссылаясь на свои источники, писала, что «суть текущих договоренностей ПР и БЮТ состоит в следующем: две фракции более как 300 голосами вносят изменения в конституцию, Януковича избирают президентом в Верховной раде, Тимошенко сохраняет должность премьера, при этом «Регионам» отдают почти весь экономический блок правительства и должность министра внутренних дел».
Сценарий отнюдь не новый: за последние полгода регионалы и тимошенковцы уже не раз пытались прийти к общему знаменателю, но внутрипартийные рифы и подводные скалы вкупе с личными амбициями игроков сводили на нет все потуги. Разница на данный момент заключается в том, что
перед Тимошенко реально замаячила угроза не только никогда не стать президентом, но и, возможно, перестать быть премьером.
Шансы Януковича занять президентское кресло в итоге прямых выборов при варианте конкурента в лице Юлии Владимировны отнюдь не плохие: оптимисты оценивают их как 60 на 40, пессимисты – 50 на 50. Представители суверенно настроенного украинского политического класса открыто говорят, что в случае восхождения на трон Виктора Януковича проведения референдумов по вопросам о вступлении Украины в НАТО и о придании русскому языку статуса второго государственного или хотя бы регионального не избежать. Не исключается даже и вступление страны в Единое экономическое пространство. Иными словами, на европейских и евроатлантических стремлениях Украины будет либо поставлен жирный крест, либо они отодвинутся в туманные дали во времени и пространстве. Чтобы избежать этого, необходимо изменить конституцию: президент избирается Радой, получает кресло и возможность вдоволь поохотиться в угодьях в возникшей у него массе свободного времени, а вся полнота власти переходит к правительству, читай – премьер-министру. Поэтому торги идут по-крупному, ибо каждая из сторон понимает, что потом новой перекройки уже не получится.
Понимает это и Виктор Ющенко. И как человек, ощущающий себя проводником указанной ему свыше миссии, принимает решение об участии в президентской гонке.
Колкости вроде «при актуальном рейтинге президент напоминает разведчика, работающего в глубоком тылу врага», Ющенко мало беспокоят. Он понимает, что до выборов еще или шесть, а то и все девять месяцев, а это в политическом измерении – вечность.
У него процентов 10 стабильного электората плюс административный ресурс, плюс экономический кризис... Самое главное – пройти во второй тур. Пусть даже номером вторым, пусть даже с большим отставанием от лидера. Ибо тогда (и только тогда!) начнется настоящая политическая борьба, которую в Германии метко называют «Lagerwahlkampf» — «война лагерей», идеологий, мировоззрения... Не имеет значения, кто будет противником – Тимошенко или Янукович. Цель – один из них должен остаться за бортом, а со вторым справиться будет можно. Конечно,
для президентского лагеря идеальный вариант конечного противостояния: Янукович – Ющенко. С ним так легко бороться! Нужен будет лишь простой и доступный лейтмотив: я или он, Евросоюз или РФ, НАТО или ОДКБ, суверенитет или возврат к зависимости от Большого восточного соседа, Европа или полуазиатский восток...
С Тимошенко как конкурентом ситуация была бы значительно труднее. Она не склонна к поляризации, она хочет со всеми жить дружно. Она – объединяет. То есть говорит каждому то, что тот хочет от нее слышать. Часто – n'importe quoi, но на то она и политик. За нее, при раскладе Тимошенко – Ющенко, часть электората ПР проголосует. Значит, не допустить ко второму туру!
И вот здесь и появляется фигура киндер-сюрприза – Арсения Яценюка. Его задача – отобрать голоса у Тимошенко. Те, кто, разочаровавшись в Юлии Владимировне, отдали свои голоса Яценюку в первом туре, за Партию регионов во втором голосовать не будут. Многие, скорее всего, просто не придут на избирательные пункты. Но из тех, кто придут, из двух зол будут выбирать меньшее: даже органически на воспринимая Ющенко, Янукович им еще более неприемлем.
Возникшую угрозу Юлия Владимировна прекрасно просчитывает. Отсюда – новый виток переговоров с регионалами. И, как заметил один украинский политолог, похоже, что на этих выборах главным девизом основных политических игроков, скорее всего, будет не «Победить!», а «Не допустить!». В общем, no pasaran!