Премьер-министр Владимир Путин в Тольятти в рамках очередного пиар-турне по регионам и отраслям отечественной экономики озвучил логику спасательной операции в отношении крупнейшего не только в России, но и в Европе Волжского автомобильного завода. Логика эта сводится к сохранению рабочих мест на градообразующем предприятии Тольятти путем гигантских вливаний из госказны.
Автозавод будут спасать на деньги налогоплательщиков, но при этом никаких гарантий улучшения качества выпускаемой ВАЗом продукции никто ни давать, ни требовать не собирается.
В одном из цехов, побеседовав с группой рабочих, Путин заверил их, что работу они не потеряют: «Работать будете сто процентов». Собственно, ради этой фразы он и приезжал на завод.
Правительство намерено выделить «АвтоВАЗу» 20 миллиардов рублей в виде прямой помощи. Еще 1 миллиард получит Самарская область.
В системе политических координат России помощь этому автозаводу с общим долгом в 44 миллиарда рублей — прежде всего, акция спасения близкой к Путину и созданной с его подачи госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова.
Корпорации, которая вот уже четыре года (сначала как ФГУП «Рособоронэкспорт») демонстрирует ту же неспособность к эффективному управлению автозаводом, что и все предыдущие вазовские менеджеры. К слову, «АвтоВАЗ» долгие годы вообще находился в странном состоянии, фактически не будучи ни частным, ни государственным. Заставить же завод делать качественные и конкурентоспособные автомобили не могли ни советские, ни постсоветские правительства на протяжении десятилетий. Не помогло даже пребывание в должности первого вице-премьера бывшего гендиректора завода Владимира Каданникова, на завод потом и вернувшегося.
Как видит премьер Путин варианты выхода завода из кризиса сегодня? «Изменение курса рубля кардинальным образом увеличило вашу конкурентоспособность. Как сейчас, так и в ближайшую среднесрочную перспективу. Я думаю, в ближайшие года два-три. А это как раз то время, за которое предприятие может выйти на новую «линейку», — сказал глава правительства в ходе беседы с рабочими. Через два-три года можно будет проверить, появится ли у «АвтоВАЗа» новая линейка продукции. Есть полная уверенность, что не появится.
За последние месяцы рубль ослаб по отношению к доллару и евро примерно на треть, что в рублевом выражении делает продукцию российских предприятий дешевле зарубежных аналогов. Тем не менее,
несмотря на ослабление рубля, «АвтоВАЗ» с 30 марта повысил отпускные цены на произведенные в 2009 году автомобили Lada на 2,5%, объяснив это необходимостью компенсировать инфляцию и удорожанием импортных компонентов.
К тому же едва ли применительно к отечественным автомобилям фактором, повышающим конкурентоспособность, можно считать валютный курс. Автомобиль, конечно, не роскошь, а средство передвижения. Но как раз в этом качестве иномарки для подавляющего большинства тех, кто в принципе может позволить себе купить машину в кризис, предпочтительнее. Независимо от курса рубля. К тому же едва ли у правительства и ЦБ хватит смелости сознательно идти на дальнейшую резкую девальвацию национальной валюты только ради увеличения конкурентоспособности отечественных машин.
Именно по причине хронического несоответствия цены и качества, госзатрат и результатов производства нельзя сравнивать обильную помощь российскому автопрому с поддержкой американской или французской автомобильной промышленности. К тому же там топ-менеджеры безропотно уходят в отставку в момент, когда государство объявляет о такой помощи. Так, заявил о своем уходе генеральный директор и председатель совета директоров General Motors Рик Вагонер. Покинет свой пост и генеральный директор альянса PSA Peugeot Citroen Кристиан Стейфф. Они, несмотря на объективное снижение спроса на авто в кризис, чувствуют себя ответственными за ситуацию на предприятиях, выпускающих куда более качественные автомобили.
В России же крупнейший автозавод фактически стал частью промышленной империи одного из теневых политических кланов, появившихся в президентство Путина. И никакой личной ответственности за состояние завода эти люди не чувствуют. По крайней мере, ни их репутация, ни их личные доходы от судьбы «АвтоВАЗа» напрямую не зависят.
Премьер-министр попытался применить нехитрый рекламный трюк. Один из сотрудников предприятия спросил премьера, какой автомобиль их производства он хотел бы купить. «Ниву». У меня уже есть, скоро оформлю», — сказал Путин, не уточнив, когда и какую именно модель. Ни на работу, ни в повседневной жизни российские чиновники, которые будут принимать решение о выделении гигантских сумм на спасение гигантского и никогда в своей истории не работавшего эффективно автозавода, на его машинах не ездят. И это лучшее свидетельство того, что системные проблемы нашего автопрома вовсе не являются следствием мирового кризиса. Казавшаяся десять лет назад популистской и нелепой идея тогдашнего первого вице-премьера Бориса Немцова пересадить всех российских чиновников на отечественные авто теперь может выглядеть как заслуженное наказание властей всех уровней и, прежде всего, федеральной. Повышаете пошлины на иномарки, раздаете автозаводы друзьям, чтобы потом спасать их от полного краха за казенный счет, — значит, и ездить вам на «Жигулях», «Волгах» да «Нивах». Тогда и патриотические заявления будут звучать из уст руководителей страны правдоподобнее.