Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Точка замерзания кризиса

Кризис из форс-мажора превращается в унылую повседневность

По мере того, как кризис из случившегося форс-мажора превращается в унылую повседневность, меняется отношение к нему и со стороны власти, и со стороны общества.

Первоначальная нервная реакция на неожиданное столкновение с новой реальностью и присущий ей лихорадочный активизм, когда «надо срочно что-то делать», явно спадает. Что, может быть, отчасти и хорошо, поскольку на нервах далеко не уедешь и качественной стратегии выхода из кризиса – будь то на уровне государства или на уровне своей частной жизни – не выработаешь.

Однако на смену первоначальному мобилизационному импульсу все более явно приходит вполне ожидаемая апатия и даже традиционный пофигизм.

Восприятие кризиса близко к «точке замерзания», когда «все равно уже случилось, и с этим ничего не сделать» и «все равно рано или поздно это закончится».

Технически антикризисные меры принимаются и будут приниматься, но все меньше ощущение, что граждане ждут каких-то невероятных и спасительных подвигов от власти. Как только закончится затяжной прыжок рубля на дно, а правительство произведет уже обещанный пересчет параметров бюджета, кризис может окончательно приобрести черты такой вот «новой стабильности» без ежедневных горячих новостей, потрясений и принципиальных изменений ситуации. В этой новой стабильности надо будет просто выживать, крутиться, сохранять по возможности спокойствие и ждать, что «и это тоже пройдет».

Для сохранения социальной и политической стабильности в период кризиса такое положение вещей будет, опять же, очень даже удобно и выгодно. Тем более что какое-либо бессмысленное и беспощадное «вторжение масс в политику» действительно опасно и вряд ли может привести к чему-либо хорошему.

Однако это не отменяет того, что

реальные результаты неизбежного — рано или поздно — конца кризиса и параметры развития страны в посткризисный период принципиально зависят от того, как в нынешнее непростое время будет развиваться система взаимоотношений общества и государства.

Что нового появится и появится ли вообще в том самом столь обсуждаемом сегодня общественном договоре, который действует еще со времен 90-х годов — с некоторыми изменениями и дополнениями образца «тучных лет». Договор этот всегда состоял в пакте невмешательства власти и общества во внутренние дела друг друга при изрядной взаимной безответственности и недоверии. А являющаяся важнейшим принципом этого договора пассивность общества была закреплена «дополнительным соглашением», в соответствии с которым разбогатевшее в последнее время государство дало гражданам некие дополнительные гарантии и повышенные обязательства социального патернализма, а также расширило возможности кредита и, соответственно, свободу пользоваться благами потребительского бума.

Конечно, сейчас, в период кризиса, то дополнительное соглашение оказалось под угрозой, однако оно продолжает действовать на базе несколько видоизмененной системы массовых ожиданий и надежд. Социальные настроения по поводу выхода из кризиса начинают концентрироваться на том, что государство должно всех спасти. И что, может, через годик ситуация выправится и должно начаться восстановление именно докризисной ситуации и соответствующих экономических параметров договора между властью и обществом.

Так что вероятность пролонгации договора на порядок выше, чем возможность каких-то его изменений.

Государство также не имеет ничего против такой сугубо патерналистской и весьма выгодной логики взаимоотношений.

В реакции власти на кризис и в текущем диалоге государства с обществом много цифр, миллиардов и триллионов, но практически отсутствует идеологическое начало. То есть, конечно, звучат слова и заверения, что будет сделано все возможное и что необходимо выйти из кризиса более сильными. Однако практически отсутствует идея преодоления как «общего дела» для граждан страны, в котором каждый может и должен участвовать.

Кроме того, власть не очень-то и рассчитывает на то, что в лице общества можно обрести некий дополнительный ресурс, и уж совершенно точно общественная и предпринимательская энергия пока не видится как новая палочка-выручалочка для страны на замену так подставившему нас его величеству баррелю.

В результате модель преодоления кризиса и выхода из него стремительно оформляется сейчас вокруг трех принципов. Во-первых, общество (включая и бизнес) является объектом антикризисного управления, а не субъектом усилий и партнером государства в этом деле. Во-вторых, субъектом борьбы и, соответственно, будущим «победителем кризиса» является государство и, в частности, бюрократия. И, в-третьих, будущий монопольный победитель кризиса будет в одностороннем порядке перезаключать или пролонгировать договор с обществом.

Ставшая уже классической максима «не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас; спросите, что вы можете сделать для своей страны» предполагает не только фундаментально важное деятельное желание народа сделать максимум возможного. В ней содержится и не менее важное желание государства разделить с обществом как с партнером плоды будущих побед над трудными временами.

Новости и материалы
«Спартак» и «Ростов» объявили составы на матч Кубка России
Путин рассказал, за что РФ борется в зоне СВО
Истасамка вышла на связь после пожара в квартире: «Благодарна богу, что вышла живая»
Крымчанин надругался над 11-летней девочкой
В России оштрафовали Apple на 3,6 миллиона рублей
Появились подробности о первой дешевой раскладушке Samsung
Путин раскритиковал представителей элит за употребление в речи матерных слов
Двух воронежских налоговиков задержали по подозрению в получении полумиллионной взятки
У замсекретаря реготделения «Единой России» провели обыски из-за подозрения в хищениях
Соратник Трампа проголосовал и предрек «золотой век процветания» в случае победы
Фуру со 110 кг экстази остановили в российском регионе
Российская гимнастка показала фигуру в мини-бикини
В Минобороны РФ рассказали, зачем ВСУ атаковали Запорожскую АЭС
Назван гонорар Лазарева за концерт
Киркорову снова запретили въезд в Молдавию
Стало известно, что Илон Маск ищет жилье для своих детей и их матерей
Пожарные локализовали возгорание в белгородской многоэтажке после атаки дрона
Спикер Джонсон предсказал крупную победу Трампа на выборах в США
Все новости