Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Право на наследника

Преемственность власти в Москве прямо противоречит политическим интересам всех кремлевских группировок.

Успех региональных операций «Преемник» в России напрямую зависит от географических, политических и финансовых особенностей регионов. И потому один политический клан может «приватизировать», например, Башкирию и не может — Москву. Пока в столице муссируются слухи о скорой отставке мэра Юрия Лужкова, в Башкирии разыгрывается политическая комбинация, благодаря которой хочет сохранить за своей семьей (в буквальном и широком смысле слова) контроль над республикой Муртаза Рахимов. Башкирский президент сместил занимавшего почти 10 лет пост главы регионального правительства Рафаэля Байдавлетова, отправив его в почетную политическую ссылку — сенатором. И. о. премьера стал министр имущественных отношений Равиль Сарбаев, один из ближайших соратников клана Рахимовых — президента Муртазы и его сына Урала, контролирующего республиканский ТЭК, а также парламенты республики и ее столицы Уфы. Теперь Рахимов-отец может спокойно уходить на пенсию, оставляя Сарбаева президентом. Его кандидатуру Кремль, скорее всего, утвердит, чтобы не нарушать баланс сил в одной из крупнейших национальных республик.

Юрий Лужков о такой операции «Преемник» может только мечтать — контроль над финансовыми потоками и хозяйственным комплексом главного и самого богатого российского региона слишком лакомый кусок для всех прокремлевских группировок, чтобы и дальше оставлять на таком ценном хозяйстве «клан Лужкова».

Зато у самого Юрия Лужкова в этой связи возникает некое карьерное преимущество перед Муртазой Рахимовым. Главу Башкирии можно спокойно отправить на пенсию, а московскому мэру непременно нужно найти подходящую государственную должность, чтобы, с одной стороны, вписать его в новую вертикаль федеральной власти, а, с другой, не дать возможности контролировать Москву через своих многочисленных ставленников на всех уровнях столичной управленческой иерархии. Отсюда активные, с обсуждением в СМИ поиски работы для Лужкова с перечислением уже в который раз «теплых мест», в частности, главы Совета Федерации (этот третий пост в государственной власти России является совершенно ритуальным по своей сути — формально высокий, фактически без малейших полномочий). В любом случае,

следующим мэром Москвы будет ставленник Кремля — отдавать главный регион страны на откуп местному политическому клану, по закону управления Россией как страной, где верховная власть, прежде всего, должна «держать» столицу, категорически нельзя.

Тогда как в случае с Башкирией, Татарстаном или Чечней региональный феодализм даже выгоден Кремлю – полная политическая лояльность таких правителей центру в обмен на особые полномочия в своих вотчинах дают возможность федеральной власти перекладывать ответственность на таких региональных тяжеловесов. Это особенно важно в условиях назначаемости губернаторов, которые теперь не отвечают перед населением, а лишь перед кремлевской администрацией.

Опять же преемственность курса в одних случаях принципиально важна верховной власти (когда речь идет о ней самой, о рассадке враждующих прокремлевских группировок, каждая из которых, как минимум, хотела бы сохранить статус-кво), а в других — прямо невыгодна.

Москва Юрия Лужкова пока остается особой территорией в России как питерском государстве, построенном под руководством Владимира Путина.

Главную преемственность власти — на высшем уровне — Москва питерским обеспечила. Согласитесь, если бы в столице за Дмитрия Медведева проголосовало бы менее половины пришедших на участки, и явка была бы намного ниже, чем в целом по стране, это существенно уменьшило бы легитимность нового президента (а заодно и нового премьера) даже в глазах самих обитателей Кремля. Юрий Лужков помог питерским остаться у власти на очередной неопределенный срок, и в этом была его главная миссия на посту мэра в конце президентства Владимира Путина. Теперь для питерской власти настал черед, наконец, брать Москву — прежде всего, в хозяйственном, а не только в политическом смысле слова. Именно поэтому

никакой преемник Юрия Лужкова на посту мэра Москвы не возможен: его появление означало бы прямое политическое поражение федеральной власти в борьбе за контроль над столицей.

Разумеется, у лужковской команды есть способ противодействия новым хозяевам Москвы — убрать всех людей московского мэра со всех хозяйственных постов в городе моментально не получится. Но каждому из этих людей предстоит делать неизбежный выбор: работать на постлужковского мэра-чужака или быть готовым к окончанию своей карьеры московского чиновника. С другой стороны, для новой московской власти «фактор Лужкова» еще долго будет определяющим — даже не в налаживании новых теневых хозяйственных цепочек взамен лужковских, что само по себе непросто, а в сравнениях, которые москвичи, несомненно, будут делать именно с Лужковым. Понятно, что мэр Москвы теперь не избирается, но вряд ли сменщикам Лужкова хотелось бы, чтобы из-за плохого отношения к ним москвичи прокатили бы федеральную власть на следующих думских или президентских выборах. Впрочем, это уже проблема постлужковской эпохи…

Новости и материалы
В ВСУ предсказали потерю контроля над подконтрольными Киеву частями ДНР
В МИД России обвинили НАТО в накачивании Азии запрещенным оружием
Украине предрекли «смертельные морозы» этой зимой
ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией
Россиянам назвали посуду, которая меняет вкус пищи
Ливанский политик обвинил западные страны в искажении фактов о конфликте на Украине
Экс-сотрудник СБУ раскрыл, когда Украина стала считать Россию главным противником
В США заявили об ограниченных возможностях помощи Украине
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Все новости