Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Абхазская головоломка

Вместо жестких и непродуманных авантюр сегодня Россия могла бы предложить действительно работающие схемы примирения Абхазии и Грузии. В их основе должна лежать не проблема статуса и юрисдикции, а права человека, социально-экономическая реабилитация и гуманитарное восстановление конфликтных регионов.

Заявление МИД России о прекращении социально-экономических санкций в отношении Абхазии, а также обращение народного собрания этого де-факто государства к международному сообществу и российскому парламенту с просьбой о юридическом признании снова актуализировали «абхазский вопрос». Для понимания его динамики и перспектив разрешения следует отказаться от нескольких ошибочных подходов, утвердившихся в последние годы в СМИ и экспертных кругах как в России, так и в зарубежных странах.

Сегодня грузино-абхазский конфликт (а формирование всей инфраструктуры абхазского де-факто государства стало главным следствием этого 14-месячного противостояния) рассматривается по преимуществу как российско-грузинский.

Такому пониманию помогли, с одной стороны, последовательное стремление грузинского руководства переформатировать конфликтное урегулирование, представив Грузию как жертву аннексионистских устремлений соседней державы. С другой стороны, этому способствовал крикливый российский агитпроп — здесь и все антигрузинские мероприятия 2001–2006 годов, и жесткая полемика с Саакашвили, и борьба с «оранжевой угрозой», и тезис Путина об «универсальном характере» косовского самоопределения. Как бы то ни было,

российские и грузинские пропагандисты сработали как одна команда. В результате их действий Абхазия перестала восприниматься как самостоятельный субъект и, если угодно, жертва конфликта.

Между тем ООН, несмотря на политическую гиперинфляцию ее роли, рассматривает Абхазию в качестве отдельной стороны конфликта.

Мало кто помнит, что в ходе грузино-абхазского вооруженного противостояния, по разным данным, погибло от двух до трех тысяч абхазов (в довоенный период численность абхазов в республике составляла 93267 человек). Совершенно игнорируется и тот факт, что в ходе войны в Абхазии главными ее участниками были не грузины из восточной части Грузии, а абхазские грузины (по различным оценкам, до 80% мужского грузинского населения Абхазии принимало участие в трагических событиях 1992–1993 годов). Все это, конечно же, не оправдывает те этнические чистки, которые были предприняты в отношении грузинского населения экс-автономной республики, включая и мирное население. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что конфликт для Абхазии (с Кремлем или без него) является не в последнюю очередь попросту демографической проблемой (и даже демографической катастрофой). В этом плане говорить о «победе» абхазов в войне можно лишь условно, имея в виду военно-политический фактор. Таким образом,

фактор России для Абхазии — это гарантия невозвращения в Грузию и не более того.

Даже если представить, что российские миротворцы уйдут завтра с реки Ингури, это не решит вопрос о политической лояльности абхазов (равно как и армянского, и русского населения непризнанной республики, в абсолютном большинстве своем настроенного против Тбилиси).

Кстати сказать, позиция Москвы по Абхазии никогда не была константой. Здесь очень важен вопрос о санкциях против этого де-факто государства. В 1994–1995 годах Россия рассматривала Абхазию ни много ни мало как союзника Чеченской республики Ичкерия. Именно тогда была закрыта граница по реке Псоу. В реальности такое союзничество имело место в период грузино-абхазской войны, потом чеченские боевики меняли свою политическую ориентацию (в 2001 году Руслан Гелаев, поддержанный Тбилиси, совершал рейд против абхазов в Кодорском ущелье). Однако

обеспокоенная сепаратистским вызовом Москва в январе 1996 года продавила через структуры СНГ решение о введении социально-экономических санкций против Абхазии. Тогда это решение активно поддержала Грузия.

До 1999 года граница с Абхазией была «на замке». Мужчинам в возрасте 18–60 лет запрещалось переходить Псоу (это, между прочим, привело к своеобразной «гендерной революции» в непризнанной республике, поскольку женщины стали ответственными за выживание семей). Все это не вернуло Абхазию под юрисдикцию Тбилиси, а потому

после 1999 года Москва фактически прекратила режим санкций в полном объеме. В марте 2008 года этому лишь придали юридическую форму.

Впрочем, под юрисдикцию Тбилиси не привела абсолютно деструктивная позиция Кремля на выборах 2004 года (Кремль тогда поддержал экс-офицера КГБ Рауля Хаджимбу, а победил Сергей Багапш, которого наш агитпроп клеймил чуть ли не как «агента Грузии»). Тогда московские эмиссары тоже грозили Абхазии блокадой. Однако и в 1999-м, и в 2004 году Абхазия, с точки зрения Сухуми, из двух зол выбирала наименьшее. В марте 2006-го --октябре 2007-го абхазским винам был закрыт доступ на российский рынок. В 2007 году вводился временный запрет на экспорт абхазской сельхозпродукции в Россию (якобы по санитарным соображениям). Добавим сюда отнюдь не транспарентные отношения абхазских крестьян и российских таможенников и пограничников на Псоу… Таким образом,

идеализировать отношения России и Абхазии, равно как и рассматривать Сухуми в качестве марионетки Москвы, не приходится.

Москва стала ближе к Абхазии после 2003 года, когда непризнанные республики стали рассматриваться уже как единственный рычаг давления на Тбилиси. И то, что 6 марта Россия отменила санкции по отношению к Абхазии, лишь свидетельство банкротства надежд на решение «абхазского вопроса» с помощью Москвы. Проблема не в том, будет ли Россия проабхазской или прогрузинской. А в том, что сегодня абхазское общество (не только, подчеркнем еще раз, абхазы, но и представители других этнических общностей) не готово к интеграции в состав Грузии. Да, спору нет, Москва использует конфликт как инструмент для продвижения своих интересов. Но только этим конфликт грузин и абхазов не ограничивается. Пора наконец понять, что

Абхазия — это не платок, который можно переложить из одного кармана в другой. Без российской военно-политической поддержки непризнанная республика все равно будет сопротивляться интеграции в состав Грузии. Возможно, не так успешно или даже совсем безуспешно.

Однако такое сопротивление будет, равно как и поддержка со стороны северокавказских республик внутри РФ (особенно адыгоязычных субъектов, которых в составе России четыре).

Абхазия рассматривается (как и Карабах, и Южная Осетия) как тень Косова. Между тем Косово попало в фокус мировой политики только в 1998–1999 годах, в то время как ООН принимал резолюции по Абхазии уже в 1992–1993-м. До конца 1990-х Косово рассматривалось прежде всего в балканском контексте.

С самоопределением Косова или без оного Абхазия сделала свой выбор. Выбор жесткий и жестокий (учитывая этнические чистки 1993 года).

Но следует также обратить внимание, что эти чистки гораздо в меньшей степени коснулись Гальского района (где грузинское население соблюдало относительный нейтралитет). Именно туда вернулось порядка 55 тысяч грузин (это данные Тбилиси, по абхазским данным цифра составляет 70 тысяч человек). Сегодня в народном собрании Абхазии представлены 3 грузина из этого района (в Абхазии их предпочитают именовать мегрелами).

В чем может быть действительное влияние Косова на Абхазию? Самоопределение в Косово со всей определенностью актуализировало вопросы лояльности и идентичности. Сербы были готовы считать Косово своей территорией, но психологически они не были готовы к тому, чтобы албанец мог стать, например, министром или даже президентом общего государства сербов и албанцев. Сегодня Грузия много говорит о территории Абхазии, а Азербайджан о территории Карабаха. Но

насколько готовы Тбилиси и Баку к инкорпорированию новых граждан, которые до сего времени были не настроены даже обсуждать такую возможность? Насколько сегодня абхазы готовы не просто взять грузинский паспорт, но считать Грузию именно своей страной, а президента, сидящего в Тбилиси, своим президентом?

Между тем без ответов на эти фундаментальные вопросы решить «абхазский вопрос» (равно как и другие головоломки Южного Кавказа) не получится. С Путиным или без оного, с американским влиянием или без него.

Впрочем, никаких «домашних заготовок» от Кремля мы так и не дождались, хотя самое время их показать. Сегодня все споры внутри России ведутся между двумя крайними позициями. Признать немедленно, чтобы насолить США и показать место Грузии. Или не признавать, так как абхазские лидеры любят Путина, а значит, они против демократии и свободы. Однако сторонникам и первого, и второго подходов нет никакого реального дела до Абхазии и тех людей, которые там живут или вынуждены были покинуть эту республику. Между тем для того, чтобы выдавать «домашние заготовки»,

необходимо понять, чем так уж плох «казус Косова». И сделать это без экзальтации и истерик по поводу православных святынь.

На наш взгляд, разрешение конфликта в Косово плохо тем, что во главу угла мирного процесса был поставлен вопрос о юридическом определении статуса территории. Гуманитарные проблемы спорного региона никого всерьез не интересовали. Вопрос о том, какой флаг будет реять над Приштиной, стал основополагающим. Этот вопрос остается главным и в Абхазии. Между тем перенос акцента с вопроса о статусе на развитие экономики и социальной инфраструктуры территории был бы наиболее оптимален. Учитывая и предстоящие в 2014 году Олимпийские игры. Такой вариант позволил бы сначала решить повседневные вопросы людей, помог бы перевести их с режима «выживания» к развитию. А потом уже на этой основе было бы целесообразно решать статусные проблемы (какой флаг устанавливать над Сухуми).

Кто знает, возможно, посредством нормальной экономической кооперации Абхазия и пришла бы к идее общего государства с Грузией.

По крайней мере, так еще никто не пробовал. Раньше в Тбилиси все больше говорили о контроле над «сердцем Абхазии» (Верхним Кодори), правительстве для Абхазии «в изгнании» (но без абхазов) и операциях в Гальском районе. Главное с российской стороны — не сделать фатальных ошибок. Например, требовать признания Абхазии де-юре или говорить о ее включении в состав РФ. Мол, раз нам дали Олимпиаду, то возьмем и Абхазию! Такой экспансионистский подход точно вызовет у наших партнеров отторжение. Вместо жестких и не вполне продуманных авантюр Россия сегодня могла бы предложить действительно работающие схемы примирения, в основе которых будет не проблема статуса и юрисдикции, а права человека и социально-экономическая реабилитация, гуманитарное восстановление конфликтных регионов. Только в этом случае мы можем говорить не только об олимпийской, но и о политической победе России и об имеющихся у нас «домашних заготовках», которые будут базироваться на новой методологии и принципах решения конфликта.

Автор — заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа.

Новости и материалы
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Звезда фильма «Три плюс два» рассказала об угрозах от коммунальщиков
Путин назвал выпуск «Орешника» историческим событием
«Мне их жалко»: глава РФС о фото игрока «Локомотива» с охоты
В Казани заявили о недоступности укрытий по 30 адресам во время атаки БПЛА
Все новости