Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Расцвет «времянок»

Реформа органов исполнительной власти в России рискует затянуться. Как в связи со спецификой рабочего стиля Путина, так и с административными традициями последних 10–15 лет. Главную роль будут играть временные структуры. Будущее правительство бывшего президента может стать рекордсменом по их числу.

Спустя восемь лет Владимир Путин возвращается на Краснопресненскую набережную. Это произойдет в мае 2008 года. Гадать не надо — иных вариантов нет.

Поскольку бывший президент во главе исполнительной власти, скорее всего, будет работать иначе, чем это делали все прочие премьер-министры, есть смысл поговорить, как будет выглядеть новый кабинет министров в течение ближайших месяцев — последний раз крупная между ними происходила в 1997–1998 годах.

Все известное о рабочем стиле Путина — от «экспромтной» манеры переподчинения тех или иных текущих вопросов до частых переносов встреч и заседаний — говорит о том, что структура Белого дома уже в мае будет существенно размыта.

Легко верится в разговоры о большом числе вице-премьеров с делегированием им существенной части полномочий. Очевиден также отказ от идей административной реформы 2002 года и связки «министерство – агентство — служба». Учитывая, что правительству Путина придется работать не только с ними, но и с госкомитетами, и с госкорпорациями, и принимая во внимание неизбежную аппаратную войну Старой площади Медведева и Белого дома Путина, — ситуацию с формированием новой структуры органов исполнительной власти можно сравнить с тем, что происходило в начале 1991 года. Уже была самостоятельная власть РСФСР и еще была старая — СССР, до августа 1991 года оставалось несколько месяцев, все кипело и поступательно двигалось к окончательному сеансу административного дизайна.

Сегодня, в сущности, кипение уже происходит — внимательные читатели распоряжений Виктора Зубкова наблюдают волну странных назначений в правительстве. Назначенным прямо говорится: «До Путина, а там посмотрим (например, экс-замглавы Минрегионразвития Владимиру Дедюхину откровенно указано, что помощником премьера он будет, пока тот не сменится)», — и суть их нынешних занятий загадочна.

Пока Дмитрий Медведев, по его словам, «очерчивает контуры» исполнительной власти, а Владимир Путин делает вид, что давно уже все очертил и придумал, кандидаты на постоянную работу во власти займутся тем, к чему они более прочего способны — интригами.

Смейтесь над тем, кто скажет, что из этого выйдет через год--полтора. Зато из опыта российской государственности последних 10–15 лет понятно, что будет противостоять этому процессу в Белом доме. Это строительство временных защитных сооружений и опорных конструкций постоянными обитателями дома правительства и администрации президента. Не берусь сказать, что строить их будут люди действительно либеральных взглядов на госрегулирование и работу госаппарата, но иных либералов в Белом доме давно нет, и займутся этой работой именно они, и в масштабах едва ли не больших, чем все последнее десятилетие.

Именно строительством «институтов-времянок» в значительной степени и совершенствовалась власть в России.

Несколько простых примеров того, как именно работает «институт-времянка». Банк России, столкнувшись с абсолютной невменяемостью работы МВД в вопросах банковских преступлений и нарушений закона, ужесточил внутренние правила банковского надзора, что в определенный момент потребовало создания собственного внутреннего законодательства, сложной инфраструктуры, грубого аналога оперативно-розыскной деятельности, своей «вертикали власти». Разумеется, все это, несмотря на постоянную смену глав ЦБ и перетасовки зампредов, временное явление. К 2008 году созданная некогда для решения одной проблемы «времянка» стала разветвленным институтом с собственными целями, задачами, правилами и т. д. Итог: руководство уже солидного института внутри ЦБ в январе 2008 года с гордостью заявило: объем только одного вида незаконных операций сократился в полтора раза и теперь не превышает 1 трлн руб в год. При нормально работающих МВД и банковском надзоре эта ситуация была бы невозможна. Но главное — не в этом. То, что «либералы» в ЦБ, с одной стороны, разводят руками при слове «инфляция», с другой — едва ли не издеваются над банковской системой, с третьей — отбиваются от всех попыток что-либо поменять, провоцируя разговоры о системной коррупции, — закономерное следствие укоренения «времянки».

Если бы эта история была единичной! Минсельхоз, убедившись в полной неработоспособности Росрыболовства, продублировал этот госорган в виде департамента в министерстве — но напоролся на контридею реформы Росрыболовства в госкомитет и теперь продолжает битву за рыбу с превосходящими силами противника.

Минрегионразвития под руководством Владимира Яковлева так и не сумел определить, чем он занимается: под профильную функцию министерства — реформу ЖКХ — создана госкорпорация «Фонд содействия реформе ЖКХ» (заодно решился и вопрос символической «отдачи» гражданам средств, изъятых в ЮКОСе Михаила Ходорковского). Новому министру Дмитрию Козаку приходится работать в уже созданной реальности, когда фонд-госкорпорация, вообще говоря, не является частью правительства и, как и все госкорпорации — все до одной «времянки», много что думает о своем будущем.

Наконец, значительная часть законопроектов и почти все поправки в них уже три года как вносятся министерствами в Госдуму не через правительство, а через «своих» депутатов. Следствие этого — вице-спикер Госдумы Валерий Язев, являющийся де-факто представителем в Госдуме «Газпрома». Если Минпромэнерго вынуждено работать через депутатов, отчего бы и госмонополии не быть представленной в парламенте?

Да и не только в административном дизайне проблема. На днях Высший арбитражный суд должен обсудить важнейшую проблему — как трактовать факт совершения сделки, «противоречащей основам правопорядка и нравственности». Что имелось в виду авторами соответствующей статьи Гражданского кодекса, за давностью лет уже неизвестно. Вероятно, ее вписали туда на всякий случай, как заготовку для «времянки», буде она потребуется. И всякий случай произошел — часть судов рассматривает сделки, повлекшие неуплату налогов, «безнравственными». Это делает работу, например, налогового консультанта в России увлекательнейшим занятием.

Временные институты в России достаточно часто формируются от безысходности.

Стандартный сценарий: есть острая проблема, требующая немедленного решения, на пути стоит или неснимаемая фигура в исполнительной или иной ветви власти, или процедурная проблема, на решение которой потребуются месяцы согласований. «Институт-времянка» для ее решения строится обычно с получрезвычайными полномочиями — с иными он и работать не будет. Далее, когда в Белом доме зачастую уже и духа нет тех людей, в обход которых создавалась «времянка», превращается в полноценный институт. И, что самое неприятное, такие институты носят имена людей, как правило, более ответственных, чем иные: им важно любым путем решить проблему, как завещал им или их предшественникам еще Анатолий Чубайс. Обычные чиновники предпочитают проблему «замотать» или поспешать с ее решением не торопясь.

Будущее правительство Владимира Путина обещает быть рекордсменом по числу временно созданных институтов.

Причин на то десятки — от уже упоминавшегося личного стиля управления будущего премьера до неизбежного сопротивления отставкам нынешних чиновников, мешающих получить законное место в суверенной демократии тем, кто ждал этого момента от четырех до восьми лет. Спровоцируют строительство и неизбежные трения аппаратов президента и правительства, и ожидаемое желание премьер-министра немного отдохнуть от президентства, и неминуемое намерение президента воспользоваться полнотой власти. Люди, умеющие изобретать временные сооружения, способные решить проблему власти, год--полтора будут в чести. И поскольку «времянки» поначалу никто не отделывает вчистовую, но в них закладывают чрезвычайный запас прочности — иметь дело с последствиями придется в 2009–2010 годах.

На этом фоне вопрос «кто будет в Кремле, а кто в Белом доме» уже не так актуален, как вычерчивание новых административных карт. Жесткость, жестокость и топорность выделки временных институтов, часть из которых превращается в постоянные — неизбежная плата за невозможность их создания естественным путем. И надеяться на «либерала» Медведева, создавшего на пути к власти целую систему «времянок» — национальные проекты — бессмысленно.

Автор — заведующий отделом экономической политики газеты «Коммерсантъ»

Новости и материалы
Тегеран запустит новые центрифуги в ответ на антииранскую резолюцию МАГАТЭ
Китай нарастил закупки российского урана более чем втрое
Экономист сообщил о конце российской модели рынка труда
Экс-одноклубник Овечкина пожелал ему быстро залечить перелом ноги
Пушилин посетил окрестности Курахова
Песков заявил, что для России проблему представляют не мигранты, а нелегалы
Российские ученые исследовали гигантские арктические вирусы
Россиянка ранила ножом в шею возлюбленного, который захотел разорвать отношения
На западе Украины произошли взрывы в районе военного аэродрома
ФНС ликвидировала лейбл Miyagi
В Киеве раздались взрывы
Овечкину после перелома ноги пожелали вернуться еще в более лучшей форме
Актер «Глухаря» лишился денег на лечение рака из-за мошенников
Citroen C3 Aircross оказался одним из самых небезопасных авто в мире
В Петербурге возбудили дело после сожжения шалаша Ленина
В США забили тревогу из-за решения по производству самолетов-истребителей
Подростку ампутировали палец после неудачного визита в военный музей под Калининградом
Локомотив грузового поезда врезался в спецмашину в Хабаровском крае
Все новости