Российские военные предупредили, что стране следует готовиться к ведению глобальных информационных войн. Первый заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Александр Бурутин сделал такое заявление на очень солидном мероприятии под названием Национальный форум информационной безопасности. Солидность его подчеркивает то, что пленарное заседание вел бывший замминистра внутренних дел, а теперь депутат Владимир Васильев, прославившийся обеспечением информационной безопасности во время трагедий «Норд-оста» и Беслана, а его соведущими были сразу два бывших главы ФАПСИ — Владислав Шерстюк, отвечающий за информационную безопасность в Совбезе, и глава Росинформтехнологий Владимир Матюхин.
Генерал-лейтенант совершенно справедливо отметил, что информационное превосходство в современной войне играет ключевую роль. Действительно,
в США и других странах НАТО созданы и действуют команды специалистов, обеспечивающих информационную безопасность и, в частности, пытающихся (не всегда с успехом) противостоять кибератакам.
В ведении таких кибератак западные страны в последнее время подозревают Китай, а прибалты – Россию. Так что в каком-то смысле можно считать, что информационные войны уже идут.
Проблема заключается, однако, в том, что генерал-лейтенант, а равно и другие солидные люди, относятся к информационным войнам чрезвычайно философски, практически беспредельно расширяя наши представления о них.
Так, замначальника Генштаба специально остановился на том, что противник «воздействует на индивидуальное, групповое, массовое сознание» людей, разрушая их духовные ценности и изменяя их мировоззрение.
Можно быть уверенными в том, что генерал не имел в виду психотронную пушку. А значит, будучи человеком практичным, решил материалистически подойти к миру идей и представлений, превратив его в театр военных действий.
Не будем ерничать. Подобный ход рассуждений известен. Не одна философская школа проделывает нечто подобное, особенно трактуя сферу медиа и мировоззренческие вопросы. Впрочем, философия отличается от инженерии тем, что ее специалисты не заняты возведением наглядных сооружений. Поэтому опровергать внутренне непротиворечивые умствования нет нужды – до тех пор, разумеется, пока они не приводят к материальному воплощению в диктатуре пролетариата или вечном рейхе.
Не стоит, наверное, этому удивляться. Такой ход мыслей из маргинального уже давно превратился в государственный. Так же как в признанный эталон общественной мысли превратились многие теории, трактующие историю как соперничество цивилизаций и наделяющие народы неосязаемыми свойствами вроде пассионарности.
Насколько такое философствование пригодно для работы в конкретных сферах – создании собственной независимой навигационной системы, например, или работоспособного программного обеспечения, — неясно.
Тут главное – не мешать. Философия сама по себе, даже и такая духоподъемная, помешать, конечно, не может. Войдя составной частью в военные уставы или технические обоснования, однако, может.
Заметим, к слову, что упомянутые соведущие форума, возглавляя каждый в свое время Федеральное агентство правительственной связи, наделяли важными контрактами заграничные компании. В списке генеральных партнеров этого мероприятия значатся Microsoft, Sun и IBM, в спонсорах — Cisco.
Так что марксизм, к счастью, не догма, а философия и контракты, очевидно, могут сосуществовать рядом. Пусть не мирно, но взаимовыгодно.